Монгольское нашествие, случившееся в 1223 г.,
разрушило всю эту молодую цивилизацию и повело Россию по совершенно
иному пути. Главные города южной и средней России были разрушены. Киев,
бывший многолюдным городом и центром тогдашней образованности, был
низведен до степени незначительного поселения, с трудом борющегося за
существование, и в течение следующих двух столетий он совершенно
исчезает из истории. Целые населения больших городов уводились в плен
монголами или беспощадно истреблялись в случае сопротивления. Как бы в
довершение несчастий, постигнувших Россию, вслед за монголами
последовали турки, напавшие на Балканский полуостров, и к концу XV века
две страны, Сербия и Болгария, при посредстве которых проникла в Россию
образованность, попали под иго османов. Вся жизнь России подверглась
глубоким изменениям.
До монгольского нашествия вся страна была покрыта
независимыми республиками, подобными средневековым городам-республикам
Западной Европы. Теперь, при сильной поддержке церкви, постепенно начало
образовываться в Москве военное государство, которое, с помощью
монгольских ханов, подчинило себе окружавшие его независимые области.
Главные усилия государственных людей и наиболее активных представителей
русской церкви были направлены теперь к созиданию могущественного
княжества, которое обладало бы достаточными силами, чтобы сбросить
монгольское иго. Прежние идеалы местной независимости и федерации
заменились идеалами централизованного государства. Церковь, в ее усилиях
создать христианскую национальность, свободную от всякого умственного
или нравственного влияния ненавидимых язычников-монголов, превратилась в
суровую централистическую силу, безжалостно преследовавшую всякие
остатки языческого прошлого. В то же время церковь неутомимо работала
над созданием, по византийскому образцу, неограниченной власти
московских князей. С целью усиления военной мощи государства было
введено крепостное состояние. Вся независимая местная жизнь была
задавлена. Идея о том, что Москва является центром церковной и
государственной жизни, усиленно поддерживалась церковью, которая
проповедовала, что Москва представляет наследницу Константинополя —
«третий Рим», единственную местность, в которой сохранилось истинное
христианство. В более позднюю эпоху, когда монгольское иго было уже
свергнуто, работа консолидации Московской монархии усердно продолжалась
царями и церковью, боровшимися против проникновения западноевропейских
влияний, с целью предохранить русскую церковь от происков «латынской»
церкви.
Эти новые условия неизбежным образом оказали
глубокое влияние на дальнейшее развитие литературы. Свежесть и
энергическая юность ранней эпической поэзии исчезли навсегда.
Меланхолическая грусть и дух покорности становятся с этого времени
характерными чертами русской народной поэзии. Постоянные набеги татар,
которые уводили целые деревни пленниками в южнорусские степи; страдания
этих пленников в рабстве; наезды баскаков, налагавших тяжелые дани и
издевавшихся всяческим образом над покоренными; тяжести, налагаемые на
народ ростом военного государства, — все это отразилось в народных
песнях, окрасив их глубокой печалью, от которой они не освободились и до
сих пор. В то же самое время веселые свадебные песни древности и
эпические песни странствующих певцов подвергались запрещению, и люди,
осмелившиеся распевать их, — жестоко преследовались церковью, которая
видела в этих песнях не только пережиток языческого прошлого, но и
нечто, могущее дать повод к сближению населения с язычниками-татарами.
Тогдашняя образованность мало-помалу
сосредоточивалась в монастырях, из которых каждый являлся своего рода
крепостью, в которой спасалось население при нашествии татар, и эта
образованность, по вышеуказанным причинам, замыкалась в тесном круге
христианской литературы. Изучение природы рассматривалось как ересь,
близкая к «волхвованию». Аскетизм превозносился как высшая христианская
добродетель, и его восхваление является отличительной чертой тогдашней
письменности. Наибольшим распространением пользовались всякого рода
легенды о святых, заучивавшиеся наизусть, причем этого рода литература
не уравновешивалась даже той наукой, которая развивалась в средневековых
университетах Западной Европы. Стремление к познанию природы осуждалось
церковью, как проявление горделивого ума. На поэзию смотрели как на
грех. Летописи потеряли свой прежний воодушевленный характер и
превратились в сухой перечень успехов возрастающего государства или же
наполнялись мелочами, относящимися к деятельности местных епископов и
архимандритов монастырей.
В течение XII века в северных республиках,
Новгородской и Псковской, образовалось довольно сильное течение
религиозной мысли, склонявшееся, с одной стороны, к протестантскому
рационализму и, с другой, — к развитию христианства на основе ранних
христианских братств. Апокрифические Евангелия, книги Старого Завета и
всякие книги, в которых рассматривался вопрос об истинном христианстве,
усердно переписывались и пользовались широким распространением. Но
теперь главы церкви в средней России усиленно боролись против всякого
рода тенденций, принимавших характер реформированного христианства. От
паствы требовалась строгая приверженность к букве учения византийской
церкви. Попытки объяснения Евангелий рассматривались как ересь. Всякое
проявление умственной жизни в сфере религии, равно как и критическое
отношение к духовным властям московской церкви, считалось чрезвычайно
опасным, и люди, виновные в подобной дерзости, вынуждены бывали бежать
из Москвы, ища убежища в глухих монастырях дальнего Севера. Великая
эпоха Возрождения, влившая новую жизнь в Западную Европу, прошла
бесследно для России: церковь свирепо истребляла все, выходившее из
рамок обрядности, и сжигала на кострах или замучивала под пыткой всех,
проявлявших признаки независимой или критической мысли.
Я не буду останавливаться на этом периоде,
охватывающем почти пять столетий, так как он представляет очень мало
интереса для исследователя русской литературы, и ограничусь лишь
упоминанием о двух или трех трудах, заслуживающих внимания.
Одним из таких литературных трудов является
переписка между царем Иоанном Грозным и одним из его вассалов, князем
Курбским, бежавшим из Москвы в Литву. Из-за литовского рубежа Курбский
писал своему жестокому, полубезумному бывшему властелину длинные письма,
полные укоризн, на которые Иоанн отвечал, развивая в своих ответах
теорию божественного происхождения царской власти. Эта переписка очень
интересна как для характеристики политических идей того времени, так и
для определения круга познаний той эпохи.
После смерти Иоанна Грозного (занимавшего в
русской истории то же место, какое занимал во Франции Людовик XI, так
как он уничтожил огнем и мечом — но с чисто татарской жестокостью —
власть феодальных князей) в России наступают, как известно, времена
великих смут. Появляется из Польши загадочный Дмитрий, объявивший себя
сыном Иоанна, и овладевает московским престолом. В Россию вступают
поляки, которые вскоре овладевают Москвой, Смоленском и всеми западными
городами. Вслед за свержением Дмитрия, последовавшим несколько месяцев
спустя после его коронации, вспыхивает крестьянское восстание, и вся
центральная Россия наводняется казацкими шайками, причем выступают
несколько новых претендентов на престол. Эти годы — «Лихолетье» — должны
были оставить следы в народных песнях, но песни того времени были
забыты потом, когда наступил мрачный период последовавшего затем
крепостного права, и мы знаем некоторые из них, лишь благодаря
англичанину Ричарду Джемсу, который был в России в 1619 году и записал
некоторые песни, относящиеся к этому периоду. То же должно сказать и о
той народной литературе, которая, несомненно, должна была сложиться во
второй половине XVIII века. Она совершенно погибла. Окончательное
введение крепостного права при первом Романове (Михаил, 1612—1640);
следовавшие затем повсеместные крестьянские бунты, закончившиеся грозным
восстанием Степана Разина, который сделался с тех пор любимым героем
угнетенных крестьян; и, наконец, суровое бесчеловечное преследование
раскольников, их переселение на восток в дебри Урала, — все эти события,
несомненно, нашли выражение в народных песнях; но государство и церковь
с такой жестокостью душили все, носившее малейшие следы «мятежного»
духа, что до нас не дошло никаких памятников народного творчества этой
эпохи. Лишь несколько сочинений полемического характера и замечательная
автобиография ссыльного священника Аввакума сохранились в рукописной
литературе раскольников. |