Первая русская Библия была напечатана в Польше в
1580 году. Несколькими годами позднее была устроена типография в Москве,
и властям русской церкви пришлось теперь решать — какой из писаных
текстов, бывших в обращении, следует принять за оригинал при печатании
священных книг. Списки этих книг, бывшие тогда в обращении, были полны
описок и ошибок, и было ясно, что раньше, чем печатать, они должны были
подвергнуться пересмотру, путем сравнения с греческими текстами.
Исправление церковных книг было предпринято в Москве с помощью ученых,
отчасти вызванных из Греции, отчасти же учеников Греко-латинской
академии в Киеве; но, вследствие целого ряда сложных причин, это
исправление послужило началом широко разлившегося недовольства среди
верующих, и в середине XVII века в православной церкви произошел
серьезный раскол. Очевидно, этот раскол коренился не только в
богословских разногласиях или в греческих и славянских разночтениях.
Семнадцатый век был веком, когда московская церковь приобрела громадную
силу в государстве. Глава ее, патриарх Никон, был очень честолюбивый
человек, пытавшийся играть на Востоке ту роль, которую на Западе играет
папа; с этой целью он старался поражать народ царским великолепием и
царскою роскошью своей обстановки; а это, конечно, тяжело отзывалось на
крепостных крестьянах, принадлежавших церкви, и на низшем духовенстве, с
которого взыскивались тяжелые поборы. Вследствие этого и крестьяне, и
низшие слои духовенства относились к патриарху Никону с ненавистью, и
его вскоре обвинили в склонности к «латынству»; так что раскол между
народом и духовенством — в особенности высшим — принял характер
отделения народа от иерархического православия.
Большинство раскольничьих писаний этого времени
носит чисто схоластический характер и не представляет литературного
интереса. Но автобиография раскольничьего протопопа Аввакума (умер в
1682 г.), сосланного в Сибирь и совершившего это путешествие пешком,
сопровождая партию казаков вплоть до берегов Амура, заслуживает
упоминания. По своей простоте, искренности и отсутствию сенсационности
«Житие Аввакума» до сих пор остается одним из перлов русской литературы
этого рода и прототипом русских биографий. Привожу, для образчика,
отрывок из этого замечательного «Жития».
Аввакум был отправлен в Даурию с отрядом воеводы
Пашкова («Суров человек, — говорил о нем Аввакум, — беспрестанно людей
жжет, и мучит, и бьет»). Вскоре у Пашкова начались столкновения с
непримиримым Аввакумом. Пашков начал гнать протопопа с дощаника, говоря,
что из-за его еретичества суда плохо идут по реке, и требуя, чтобы , он
шел берегом, по горам. «О, горе стало! — рассказывает Аввакум. — Горы
высокие, дебри непроходимые; утес каменный, яко стена стоит, и поглядеть
— заломя голову». Аввакум «обличал» Пашкова, отправив воеводе «малое
писанейце»: «Человече! — писал протопоп жестокому воеводе: — убойся
Бога, сидящего на херувимах и призирающа в бездны, Его же трепещут
небесные силы и вся тварь с человеки, един ты презираешь и неудобства
показуешь». Это «писанейце» еще более ожесточило воеводу, и он послал
казаков усмирить мятежного протопопа.
«А се бегут, — вспоминал он в своем «Житии», —
человек с пятьдесят: взяли мой дощаник и помчали к нему — версты три от
него стоял. Я казакам каши наварил, да кормлю их: и они, бедные, и едят,
и дрожат, а иные плачут, глядя на меня, жалеют по мне. Привели денщика;
взяли меня палачи, привели пред него: он со шпагою стоит и дрожит.
Начал мне говорить: поп ли ты или распоп? А аз отвечал: аз есм Аввакум
протопоп; говори, что тебе дело до меня? Он же рыкнул, яко дикий зверь, и
ударил меня по щеке, тоже по другой, и паки в голову, и сбил меня с
ног, и, чекан ухватя, лежачего по спине ударил трижды и, разболокши, по
той же спине семьдесят два удара кнутом. А я говорю: Господи Исусе
Христе, Сыне Божий, помогай мне! Да то же, да то же беспрестанно говорю.
Так горько ему, что не говорю: пощади! Ко всякому удару молитву
говорил. Да посреди побои вскричал я к нему: полно бить-то! Так он велел
перестать. И я промолвил ему: за что ты меня бьешь, ведаешь ли? И он
велел паки бить по бокам, и отпустили. Я задрожал, да и упал. И он велел
меня в казенный дощаник оттащить: сковали руки и ноги и на беть
(поперечную скрепу в барке) кинули. Осень была: дождь на меня шел, всю
ночь под капелью лежал».
Позднее, когда Аввакума послали на Амур и когда
ему с женой пришлось зимой идти вдоль по льду замерзшей реки,
протопопица часто падала от изнеможения. «Я пришел, — пишет Аввакум, —
на меня бедная пеняет, говоря: долго ли муки сея, протопоп, будет? И я
говорю: «Марковна, до самыя смерти». Она же, вздохня, отвечала: «Добро,
Петрович, ино еще побредем». Никакие страдания не могли победить этого
крупного человека. С Амура его опять вызвали в Москву, и ему снова
пришлось совершить все путешествие пешком. Из Москвы его сослали в
Пустозерск, где он пробыл 14 лет, и наконец, за «дерзкое» письмо к царю,
14 апреля 1682 года он был сожжен на костре.
|