Н.С. Трубецкой предложил четыре правила, позволяющих определять, при каких условиях два звука являются реализацией двух разных фонем, а при каких условиях они принадлежат одной фонеме.
Кроме фонетических процессов: редукции, аккомодации, ассимиляции,
диссимиляции, оглушения конечного звонкого согласного, стяжения
согласных, сокращения долготы согласного, в современном русском языке
наблюдаются и другие, реже встречаемые фонетические процессы, которые
имеют ассимилятивную или диссимилятивную основу: диэреза,
гаплология, эпентеза, протеза,
метатеза.
Фонетические слова делятся на слоги. Существуют различные определения
слога, которые основываются на внимании к его артикуляционным или
акустическим особенностям.
В речевом потоке нет четкого деления артикуляции звука на три
фразы; рекурсия предшествующего звука может приспосабливаться к
экскурсии последующего и наоборот; при этом количество звуков
определяется количеством выдержек.
Со звуком может быть связано значение только в том случае, если
звук соответствует значимой единице языка – морфеме, слову или даже
предложению. Но при этом наличие значения у звука случайно, так как
значение связано со значимой единицей языка.
Звуки речи произносятся в потоке связной речи; за счет принципа
экономии артикуляционных затрат возможны два тина фонетических
процессов: комбинаторные и спонтанные.
Чередование – это мена звуков, занимающих одно и то же место в
одной и той же морфеме. Чередования могут быть фонетическими и
нефонетическими (морфологическими).
Если звук [и] оказывается в позиции после твердого согласного
приставки или на стыке двух слов, то вместо [и] произносится звук [ы],
например: ищет-сыщет, ива-под[ы’]вой.
Фонема – минимальная единица языка, способная различать звуковые
оболочки разных слов и морфем. Сама по себе непосредственно фонема
вообще никакого смысла не выражает, значения у нее нет. Но опосредованно
она связана со значением, так как различает звуковые оболочки.
В современной лингвистике существует много различных фонологических
концепций. В отечественном языкознании в настоящее время выделяются две
фонологические школы:
Классификация согласных по способу образования предполагает учёт
характера преграды, способа её преодоления и времени артикуляции. В
зависимости от этого согласные делятся на четыре группы:
Фонема – это класс звуков, объединенных ведущими (основными)
дифференциальными признаками, которые не существуют самостоятельно, а
сосуществуют в фонеме.