Суббота, 10.12.2016, 23:23

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Изменение гласных звуков в зависимости от твердости-мягкости соседних согласных звуков

Аккомодация

I. Если звук [и] оказывается в позиции после твердого согласного приставки или на стыке двух слов, то вместо [и] произносится звук [ы], например: ищет-сыщет, ива-под[ы’]вой.

П. Аккомодация – приспособление качества гласного к качеству согласного или качества согласного к качеству гласного, т.е. аккомодация – это уподобление звуков разнородной артикуляции.

Для фонетической системы современного русского литературного языка характерна тенденция к сингармонизму, которая проявляется в том, что твердые согласные должны сочетаться с гласными непереднего (среднего, заднего) ряда, а мягкие – с гласными переднего ряда.

Принцип сингармонизма:

Твердый согласный + гласный непереднего ряда t + а
Мягкий согласный + гласный переднего ряда t’ + i

Условные обозначения:

t – твердый согласный

t’ – мягкий согласный

а – гласный непереднего ряда

i – гласный переднего ряда

При нарушении этого принципа происходит аккомодация, восстанавливающая сингармонизм.

При аккомодации, как правило, качество согласных влияет на качество гласных (твердость-мягкость согласных обусловливает ряд гласных), но только в позиции перед гласными [э], [иэ], [ь] качество гласных влияет на качество согласных (передний ряд гласных обусловливает позиционную мягкость согласных).

Например, [в^да’] – твердый согласный [д] сочетается в соответствии с сингармонизмом с гласным непереднего (среднего) ряда [а], [в^д’э’] – в позиции перед гласным переднего ряда [э] твердый согласный [д] испытывает аккомодацию под влиянием гласного и становится мягким [д’].

Понятно, что такой же фонетический процесс будет иметь место ив случае безударного гласного, если [иэ] и [ь] будут соответствовать [э’], например: [дом] – в [до’м’ь].

В большинстве же случаев качество согласных (твердость–мягкость) влияет на качество гласных (передний – непередний ряд).

В зависимости от положения гласного по отношению к соседним согласным выделяется шесть позиций.

Графические обозначения позицийПозиции гласных по отношению к соседним согласным
IatНачало слова перед твердым согласным.
IIat’Начало слова перед мягким согласным.
IIItat,
ta
Между твердыми согласными.
После твердого согласного в конце слова.
IVtat’После твердого согласного перед мягким.
Vt’at,
t’a
После мягкого согласного перед твердым.
После мягкого согласного в конце слова.
VIt’at’Между мягкими согласными.

Позиция начала слова перед твердым согласным (at) – это позиция минимальной фонетической обусловленности, в которой качество согласных почти не влияет на качество гласных. В этой позиции произносятся гласные, не изменившиеся за счет аккомодации: [и], [э], [а], [о], [у].

В позиции абсолютного начала слова перед мягким согласным (at’) гласные [и], [э] становятся напряженными и закрытыми, продвигаясь несколько вверх, что обозначается крышечкой над гласными: [и], [э].

Гласные непереднего ряда [а], [о], [у], сочетаясь с мягкими согласными, нарушают принцип сингармонизма, происходит аккомодация, в результате которой качество согласного влияет на качество гласного, мягкость согласного – на ряд гласного, при этом гласные продвигаются вперед (и несколько вверх) в конце ар-тикуляции, на границе с мягким согласным, что обозначается точками над гласными справа: [а], [о], [у].

В позиции между твердыми согласными и после твердого согласного в конце слова (tat, ta) гласные переднего ряда [и], [э], сочетаясь с твердым согласным или с твердыми согласными, нарушают принцип сингармонизма, происходит аккомодация, в результате которой гласный [и] продвигается в среднюю зону образования, становясь гласным среднего ряда [ы], [э] также несколько сдвигается в среднюю зону образования.

Сочетание гласных непереднего ряда [а], [о], [у] с твердым согласным или с твердыми согласными не противоречит принципу сингармонизма, поэтому аккомодации не происходит, гласные сохраняют свое качество: [а], [о], [у].

В позиции tat’ после твердого согласного в соответствии с принципом сингармонизма могут выступать только гласные непереднего ряда, перед мягким согласным они должны быть гласными переднего ряда, поэтому в результате аккомодации гласите непереднего ряда продвигаются вперед (и вверх) в конце артикуляции, что обозначается точкой над гласными справа: [ы], [а], [о], [у].

В позиции после мягкого согласного перед твердым и после мягкого согласного в конце слова (t’at, t’a) гласные переднего ряда [и] и [э] не изменяют своего качества, а гласные непереднего ряда [а], [о], [у] продвигаются вперед (и вверх) в начале артикуляции, что обозначается точкой над гласными слева: [а], [о], [у].

В позиции между мягкими согласными (t’at’) гласные переднего ряда [и], [э] становятся напряженными и закрытыми: [и], [э], а гласные непереднего ряда [а], [о], [у] продвигаются вперед (и вверх) на всем протяжении артикуляции, что обозначается точкой над гласными с двух сторон: [а], [о], [у].

Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (28.03.2015)
Просмотров: 441 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0