Фонема – это класс звуков, объединенных ведущими (основными)
дифференциальными признаками, которые не существуют самостоятельно, а
сосуществуют в фонеме. Однако совокупность фонем современного русского
языка – это не просто набор мельчайших языковых единиц. Они образуют
систему – сложное целое, все компоненты которого взаимосвязаны,
взаимообусловлены и противопоставлены друг другу.
Чтобы описать фонологическую систему русского языка, надо
определить состав фонем данного языка, а затем их синтагматические и
парадигматические отношения, т.е. установить сочетательные возможности
(синтагматику) фонем и их аллофонов и противопоставленность
(парадигматику) фонем и их аллофонов. Противопоставление двух или
нескольких однородных единиц языка называется оппозицией (лат. оppositio
– противоположение).
Анализ и классификация оппозиций в фонологии впервые были
предприняты известным лингвистом Н.С.Трубецким и описаны в его
монографии «Основы фонологии». Для согласных фонем русского языка
различают два типа оппозиций:
1)
привативные, в которых один признак присутствует в одном члене
оппозиций, но отсутствует в другом (например, оппозиция по глухости и
звонкости);
2) эквиполентные, в которых фонемы противопоставлены по
характеристикам общих признаков (например, различие по месту
образования).
Для гласных фонем различают градуальные оппозиции, в которых
противопоставление носит ступенчатый характер (например, разная степень
подъема).
Привативные оппозиции образуют коррелятивные ряды фонем. Цепочка
одинаковых оппозиций называется корреляцией. В фонологической системе
русского языка имеется два коррелятивных ряда согласных: 1) ряд звонких и
глухих согласных; 2) ряд твердых и мягких согласных.
В современном русском литературном языке около 40 фонем. При
установлении точного их числа представители разных фонологических школ
получают различные результаты.
В понимании сущности фонем, особенностей их реализации в речи и
функций, а также классификации фонемного состава отдельных слов и
фонемного состава языка в целом существуют разногласия. Эти разногласия
наиболее четко обнаруживаются при сопоставлении взглядов представителей
двух основных фонологических школ – Московской (Р.И. Аванесов, П.С.
Кузнецов, А.А. Реформатский, М.В. Панов, В.И. Сидоров, Л.Л. Касаткин и
др.) и Санкт-Петербургской (Л.В. Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер,
А.Н. Гвоздев, Л.Л. Буланин, Л.А. Вербицкая и др.).
Расхождение во взглядах на фонему определяются, во-первых, различиями
в трактовке исходной значимой единицы при определении состава фонем,
во-вторых, различиями в оценке качества позиций при описании звуковых
противопоставлений. |