Четверг, 08.12.2016, 05:11

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Ассимиляция. Диссимиляция. Оглушение конечных звонких согласных звуков

Звуки речи произносятся в потоке связной речи; за счет принципа экономии артикуляционных затрат возможны два тина фонетических процессов: комбинаторные и спонтанные.

Комбинаторные фонетические процессы связаны с влиянием соседних звуков, когда рекурсия предшествующего звука взаимодействует с экскурсией последующего.

Спонтанные фонетические процессы связаны с влиянием общих условий произношения: влиянием начала и конца слова, характера слога, позиции но отношению к ударению.

Комбинаторные изменения обусловлены фонетическими процессами аккомодации (рассмотренной в системе гласных), ассимиляции, диссимиляции, диэрезы (пропуска), эпентезы (вставки), гаплологии (поглощения) и др. Спонтанные изменения обусловлены фонетическими процессами протезы, оглу-шения звонких согласных в конце слова, редукции (рассмотренной в системе гласных) и др.

Позиционные изменения звонких и глухих согласных

ЗвукиИзменяютсяВ позицииПримеры
Звонкие согласныеоглушаютсяна конце слова, перед глухим согласнымДубы – ду[п], низы – ни[с]кий
Глухие согласныеозвончаютсяперед звонким согласнымМолотить – моло[д]ба, просить – про[з’]ба
Позиционные изменения твердых и мягких согласных
ЗвукиИзменяютсяВ позицииПримеры
Твердые согласныесмягчаютсяперед мягкими губными, зубными и [ј][д’в’]ерь,[с’н’]ег,[в’ју]га
Фонетические процессы

Из фонетических процессов, характерных для согласных, необходимо особо выделить ассимиляцию и диссимиляцию.

Ассимиляция – это уподобление согласных. Диссимиляция – расподобление. Ассимиляция соответствует уже упомянутому принципу экономии артикуляционных затрат, сглаживает контрасты, диссимиляция же противоречит этому принципу, увеличивает контрасты, чтобы снять неудобную речевому аппарату монотонность артикуляции.

Ассимиляция широко используется в фонетической системе русского литературного языка, диссимиляция же обычно встречается в ненормированной речи (просторечие, диалекты, детская речь). Ассимиляция, как и диссимиляция, характеризуется следующими признаками:

1) отстояние (контактная, если взаимодействующие звуки находятся рядом, и дистактная, если взаимодействующие звуки разделены другими; для русского языка характерны только контактные ассимиляция и диссимиляция);

2) направление (прогрессивная, если предшествующий звук влияет на последующий, и регрессивная, если последующий звук влияет на предшествующий; для русского языка характерны только регрессивные ассимиляция и диссимиляция);

3) результат (полная ассимиляция, если один звук полностью уподобляет себе другой, вызывая себе подобный, и частичная ассимиляция, если один звук лишь частично, но некоторым признакам уподобляет себе другой, вызывая более близкий, но не тождественный себе звук; полная диссимиляция, если взаимодействовали тождественные звуки, частичная диссимиляция, если взаимодействовали нетождественные звуки);

4) тип (способ образования, место образования, глухость-звонкость, твер-дость-мягкость).

Например, отдать – [Λда’т’]:[тд] > [дд] – ассимиляция контактная, регрессивная, полная, по звонкости; мягкий – [м’а’хк’иi]: [гк’]>[к’к’] –ассимиляция контактная, регрессивная, полная, но глухости и мягкости, [к’к’]>[х’к’] – диссимиляция контактная, рег-рессивная, полная, по способу образования.

Ассимиляция соответствует принципу экономии артикуляционных затрат и широко используется в современном русском литературном языке.

Диссимиляция противоречит принципу экономии артикуляционных затрат и в современном русском литературном языке встречается довольно редко. Диссимиляции подвергаются взрывные заднеязычные перед взрывными заднеязычными. Диссимиляция шире распространена в ненормированной речи: диалектах, просторечии, детской речи.

Казалось бы, сосуществование и фонетической системе языка противоположных фонетических процессов – ассимиляции и диссимиляции, основывающихся на различных тенденциях, на различном отношении к принципу экономии артикуляционных затрат, невозможно: ведь ассимиляция уменьшает артикуляционные затраты, а диссимиляция их увеличивает.

Но и ассимиляция, и диссимиляция обеспечивают облегчение произношения: ассимиляция сглаживает контрасты артикуляции соседних звуков, а диссимиляция снимает монотонность повторения одинаковой артикуляции. В таком случае полная ассимиляция должна быть устранена как противоречащая принципу снятия монотонности, тем не менее полная ассимиляция характерна для фонетической системы современного русского литературного языка.

Но и здесь нет противоречия: полная ассимиляция, соответствующая принципу экономии артикуляционных затрат, но противоречащая принципу снятия монотонности артикуляции, приводит к последующему стяжению согласных (изменению двух одинаковых согласных в один, долгий) с возможной утратой долготы согласного или без утраты долготы, например: отделить – [Λд’элът’] : [тд’]>[д’д’] – ассимиляция контактная, регрессивная, полная, по звонкости и мягкости; [д’д’]>[д’] – стяжение согласных.

Полная ассимиляция может быть снята и диссимиляцией, например: легкий [л’ох’киi] : [гк’]>[к’к’] – ассимиляция контактная, регрессивная, полная по глухости и мягкости; [к’к’]>[х’к’] – диссимиляция контактная, регрессивная, полная, по способу образования.

Таким образом, принцип снятия монотонности оказывается более важным для фонетической системы современного русского литературного языка, чем принцип экономии артикуляционных затрат.

В диалектах русского языка ассимиляция связана не только с согласными, но и с гласными. Так, например, взрывной согласный [д] перед носовым [н] испытывает контактную, регрессивную, полную ассимиляцию по способу образования: медный – [м’энъi.]:[дн]>[нн] с дальнейшим стяжением согласных: [нн]>[н]; переднеязычные мягкие ассимилятивно смягчают последующие твердые заднеязычные: Манька – [ма’н’к’ъ]:[н’к]>[н’к’] – ассимиляция контактная, прогрессивная, частичная, по мягкости; ассимилятивное аканье, при котором гласный первого предударного слога ассимилятивно обусловлен качеством ударного гласного, тоже связано с принципом уподобления.

Диссимиляция была достаточно широко представлена в исторической фонетике русского языка, причем она была дистактной и касалась плавных согласных [р], [л]: феврарь > февраль, велблюд > верблюд. Подобные факты встречаются и в современном просторечии: коридор > колпдор, секретарь > секлетаръ, прорубь > пролубь. И в то же время находим примеры ассимиляции плавных; лаборатория > лаболагпория.

Диалектным является и диссимилятивное аканье, характерное для западных говоров русского языка, при котором гласный первого предударного слога диссимилятивно обусловлен качеством ударного гласного по подъему: если в ударной позиции гласный нижнего подъема, то в первом предударном – ненижнего; если в ударной позиции гласный ненижнего подъема, то в первом предударном – нижнего.

В позиции конца слова звонкие согласные оглушаются. Например, рады – [ра’ды], рад – [ра’т]. Сонорные согласные (кроме [ј(i)]) в позиции после глухих согласных в конце слова частично утрачивают голос, что обозначается крышечкой под согласными. Например, о вопле – [во’пл’ь], вопль – [во’пл’], смотра – [смо’тръ], смотр – [смо’тр], космы – [ко’смы], косм – [ко’см]; копны – [ко’пны], копн – [ко’пн].

Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (28.03.2015)
Просмотров: 789 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0