Звуки речи произносятся в потоке связной речи; за счет принципа
экономии артикуляционных затрат возможны два тина фонетических
процессов: комбинаторные и спонтанные.
Комбинаторные фонетические процессы связаны с влиянием соседних
звуков, когда рекурсия предшествующего звука взаимодействует с
экскурсией последующего.
Спонтанные фонетические процессы связаны с влиянием общих условий
произношения: влиянием начала и конца слова, характера слога, позиции но
отношению к ударению.
Комбинаторные
изменения обусловлены фонетическими процессами аккомодации
(рассмотренной в системе гласных), ассимиляции, диссимиляции, диэрезы
(пропуска), эпентезы (вставки), гаплологии (поглощения) и др. Спонтанные
изменения обусловлены фонетическими процессами протезы, оглу-шения
звонких согласных в конце слова, редукции (рассмотренной в системе
гласных) и др.
Позиционные изменения звонких и глухих согласных Звуки | Изменяются | В позиции | Примеры | Звонкие согласные | оглушаются | на конце слова, перед глухим согласным | Дубы – ду[п], низы – ни[с]кий | Глухие согласные | озвончаются | перед звонким согласным | Молотить – моло[д]ба, просить – про[з’]ба |
Позиционные изменения твердых и мягких согласных Звуки | Изменяются | В позиции | Примеры | Твердые согласные | смягчаются | перед мягкими губными, зубными и [ј] | [д’в’]ерь,[с’н’]ег,[в’ју’]га |
Фонетические процессы
Из фонетических процессов, характерных для согласных, необходимо особо выделить ассимиляцию и диссимиляцию.
Ассимиляция – это уподобление согласных. Диссимиляция –
расподобление. Ассимиляция соответствует уже упомянутому принципу
экономии артикуляционных затрат, сглаживает контрасты, диссимиляция же
противоречит этому принципу, увеличивает контрасты, чтобы снять
неудобную речевому аппарату монотонность артикуляции.
Ассимиляция широко используется в фонетической системе русского
литературного языка, диссимиляция же обычно встречается в
ненормированной речи (просторечие, диалекты, детская речь). Ассимиляция,
как и диссимиляция, характеризуется следующими признаками: 1) отстояние (контактная, если взаимодействующие звуки находятся
рядом, и дистактная, если взаимодействующие звуки разделены другими; для
русского языка характерны только контактные ассимиляция и
диссимиляция);
2) направление (прогрессивная, если предшествующий звук влияет на
последующий, и регрессивная, если последующий звук влияет на
предшествующий; для русского языка характерны только регрессивные
ассимиляция и диссимиляция);
3) результат (полная ассимиляция, если один звук полностью
уподобляет себе другой, вызывая себе подобный, и частичная ассимиляция,
если один звук лишь частично, но некоторым признакам уподобляет себе
другой, вызывая более близкий, но не тождественный себе звук; полная
диссимиляция, если взаимодействовали тождественные звуки, частичная
диссимиляция, если взаимодействовали нетождественные звуки);
4) тип (способ образования, место образования, глухость-звонкость, твер-дость-мягкость).
Например, отдать – [Λда’т’]:[тд] > [дд] – ассимиляция
контактная, регрессивная, полная, по звонкости; мягкий – [м’а’хк’иi]:
[гк’]>[к’к’] –ассимиляция контактная, регрессивная, полная, но
глухости и мягкости, [к’к’]>[х’к’] – диссимиляция контактная,
рег-рессивная, полная, по способу образования.
Ассимиляция соответствует принципу экономии артикуляционных затрат
и широко используется в современном русском литературном языке.
Диссимиляция противоречит принципу экономии артикуляционных затрат
и в современном русском литературном языке встречается довольно редко.
Диссимиляции подвергаются взрывные заднеязычные перед взрывными
заднеязычными. Диссимиляция шире распространена в ненормированной речи:
диалектах, просторечии, детской речи.
Казалось бы, сосуществование и фонетической системе языка
противоположных фонетических процессов – ассимиляции и диссимиляции,
основывающихся на различных тенденциях, на различном отношении к
принципу экономии артикуляционных затрат, невозможно: ведь ассимиляция
уменьшает артикуляционные затраты, а диссимиляция их увеличивает.
Но и ассимиляция, и диссимиляция обеспечивают облегчение
произношения: ассимиляция сглаживает контрасты артикуляции соседних
звуков, а диссимиляция снимает монотонность повторения одинаковой
артикуляции. В таком случае полная ассимиляция должна быть устранена как
противоречащая принципу снятия монотонности, тем не менее полная
ассимиляция характерна для фонетической системы современного русского
литературного языка. Но и здесь нет противоречия: полная ассимиляция, соответствующая
принципу экономии артикуляционных затрат, но противоречащая принципу
снятия монотонности артикуляции, приводит к последующему стяжению
согласных (изменению двух одинаковых согласных в один, долгий) с
возможной утратой долготы согласного или без утраты долготы, например:
отделить – [Λд’элът’] : [тд’]>[д’д’] – ассимиляция контактная,
регрессивная, полная, по звонкости и мягкости; [д’д’]>[д’] – стяжение
согласных.
Полная ассимиляция может быть снята и диссимиляцией, например:
легкий [л’ох’киi] : [гк’]>[к’к’] – ассимиляция контактная,
регрессивная, полная по глухости и мягкости; [к’к’]>[х’к’] –
диссимиляция контактная, регрессивная, полная, по способу образования.
Таким образом, принцип снятия монотонности оказывается более
важным для фонетической системы современного русского литературного
языка, чем принцип экономии артикуляционных затрат.
В
диалектах русского языка ассимиляция связана не только с согласными, но
и с гласными. Так, например, взрывной согласный [д] перед носовым [н]
испытывает контактную, регрессивную, полную ассимиляцию по способу
образования: медный – [м’энъi.]:[дн]>[нн] с дальнейшим стяжением
согласных: [нн]>[н]; переднеязычные мягкие ассимилятивно смягчают
последующие твердые заднеязычные: Манька – [ма’н’к’ъ]:[н’к]>[н’к’] –
ассимиляция контактная, прогрессивная, частичная, по мягкости;
ассимилятивное аканье, при котором гласный первого предударного слога
ассимилятивно обусловлен качеством ударного гласного, тоже связано с
принципом уподобления.
Диссимиляция была достаточно широко представлена в исторической
фонетике русского языка, причем она была дистактной и касалась плавных
согласных [р], [л]: феврарь > февраль, велблюд > верблюд. Подобные
факты встречаются и в современном просторечии: коридор > колпдор,
секретарь > секлетаръ, прорубь > пролубь. И в то же время находим
примеры ассимиляции плавных; лаборатория > лаболагпория.
Диалектным является и диссимилятивное аканье, характерное для
западных говоров русского языка, при котором гласный первого
предударного слога диссимилятивно обусловлен качеством ударного гласного
по подъему: если в ударной позиции гласный нижнего подъема, то в первом
предударном – ненижнего; если в ударной позиции гласный ненижнего
подъема, то в первом предударном – нижнего.
В позиции конца слова звонкие согласные оглушаются. Например, рады
– [ра’ды], рад – [ра’т]. Сонорные согласные (кроме [ј(i)]) в позиции
после глухих согласных в конце слова частично утрачивают голос, что
обозначается крышечкой под согласными. Например, о вопле – [во’пл’ь],
вопль – [во’пл’], смотра – [смо’тръ], смотр – [смо’тр], космы –
[ко’смы], косм – [ко’см]; копны – [ко’пны], копн – [ко’пн]. |