Пятница, 09.12.2016, 04:54

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Фонологические школы в современной лингвистике

В современной лингвистике существует много различных фонологических концепций. В отечественном языкознании в настоящее время выделяются две фонологические школы: 1) московская школа в двух её вариантах: а) старомосковская школа, представителями которой являются Р.И. Аванесов (до 1956 г.), П.С. Кузнецов. В.Н. Сидоров, А.А. Реформатский, Н.Ф. Яковлев, А.М. Сухотин, И.С. Ильинская и др.; б) новомосковская школа: Р.И. Аванесов (с 1956 г.) и его ученики: К.В. Горшкова, В.В. Иванов, и др. и 2) ленинградская школа: Л.В. Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, А.Н. Гвоздев, Л.В. Бондарко, Л.Л. Буланин и др.

Кроме того, особое место в лингвистике занимает концепция С.И. Бернштейна, основные положения которой до сих пор сохраняют свою ценность.

Некоторые отечественные лингвисты, находясь в рамках старомосковской фонологической школы, пытаются объединить то лучшее, что есть в двух её вариантах, четко разграничить синтагматику и парадигматику в фонологии, не создавая, однако, особой концепции (см.: Панов М.В. Русская фонетика. – М., 1967).

Студент с самых первых шагов при изучении фонологии сталкивается в литературе с противоречивыми лингвистическими концепциями. Поэтому рекомендуемая литература четко делится на три группы в соответствии с фонологическими школами.

Старомосковская фонологическая школа

Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 1967.

Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Очерк грамматики русского литературного языка. Фонетика и морфология. Ч. 1. – М., 1945.

Панов М.В. Русская фонетика. – М., 1964.

Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1979.

Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка. – М., 1963.

Шапиро А.Б. Русское правописание. – М., 1961.

Русский язык. Экспериментальные учебные материалы для средней школы / Под редакцией И.С. Ильинской и М.В. Панова. Ч. 1. – М., 1979.

Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989.

Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – М., 1988.

Русский язык. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1989.

Новомосковская фонологическая школа

Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1956.

Русское литературное произношение и ударение. Словарь–справочник / Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. – М., 1959.

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1972.

Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. – М., 1974.

Галкина–Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык / Под ред. Е.М. Галкиной-Федорук. Ч. 1. – М., 1962.

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. – М., 1964.

Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1978.

Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. В 3-х ч. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. – М., 1981.

Ленинградская фонологическая школа

Грамматика русского языка. – М., 1952. – С. 49-100.

Матусевич М.И. Введение в общую фонетику. – М., 1959.

Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М., 1979.

Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1976.

Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – М., 1970.

Попов Р.Н., Валькова Д.П., Маловицкий Л.Я., Федоров А.К. Современный русский язык. – М., 1978.

Ковалев В.П., Минина Л.И. Современный русский литературный язык. Учебное пособие для студентов-заочников 1 курса факультетов русского языка и литературы пе-дагогических институтов. Ч. 1. – М., 1979.

Сборник упражнений по современному русскому языку / Под ред. С.Г. Ильенког. – М., 1977.

Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977.

Следует сказать, что из всех перечисленных фонологических школ только московская посвящена парадигматической фонологии, причем в новомосковском ее варианте она объединяет синтагматическую и парадигматическую фонологию.

В данном учебнике излагается концепция новомосковской фонологической школы. Поэтому студенту необходимо ориентироваться на пособия, написанные в соответствии с концепцией новомосковской фонологической школы, особенно на книги: Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1956; Галкина-Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык. Ч. 1. – М., 1962.

Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (28.03.2015)
Просмотров: 372 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0