Четверг, 08.12.2016, 19:05

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Артикуляционная классификация гласных звуков русского языка - окончание

Пример артикуляционной характеристики гласных: [пн′арус] – [а′] гласный ударный, нижнего подъёма, среднего ряда, нелабиализованный.

Необходимо иметь в виду, что в лингвистической литературе сущест-вуют расхождения в артикуляционной классификации гласных.

Первую таблицу артикуляционной характеристики гласных с распределением последних по ряду и подъему предложил Н.И. Надеждин в 1844 году.

В 1911 году была создана таблица гласных А.А. Шахматовым; в ней учитывались не только ряд и подъём гласных, но и наличие – отсутствие лабиализации, напряженность – ненапряженность гласных; при этом в таблицу включались только ударные гласные.

В таблице В.А. Богородицкого объединены гласные и согласные.

В 1911 году была создана Международной фонетической ассоциацией и усовершенствована Л.В. Щербой таблица артикуляционной характеристики гласных, свойственных многим языкам; эта таблица имела форму треугольника.

В таблице И.А. Бодуэна де Куртенэ определяются гласные по трем типам «надставной трубы» (ротовой полости). Основные гласные в этой таблице следующие: [а] – самый нижний, [у], [и] – самые верхние; при этом [у] – самый задний и лабиализованный, [и] – самый передний. Каждый звук представляется как комбинация артикуляций [а-и-у], например:

Таблица «Русская лингвистическая азбука» испытала на себе влияние востоковедческих исследований. Таблица построена по дихотомическому принципу двучленное™ каждого разграничения: основные противопостав-ления в ней – огубленные-неогубленные и передние-непередние гласные. Отмечаются также признаки, характеризующие согласные; согласные нёбные, гортанные, губные, зубные.

Наиболее детальной таблицей является «четырехугольник Дэ′ниеля Джо′унза», который использовал её вместе с В.П. Трофимовым в 1923 году для характеристики русских гласных. Близкой к этой таблице оказалась таблица А.И. Томсона, предложенная в 1906 году.

«Четырехугольник Дэниеля Джоунза»

Пример артикуляционной характеристики гласных: [пн′арус] – [а′] гласный ударный, нижнего подъёма, среднего ряда, нелабиализованный.

Необходимо иметь в виду, что в лингвистической литературе существуют расхождения в артикуляционной классификации гласных.

Первую таблицу артикуляционной характеристики гласных с распределением последних по ряду и подъему предложил Н.И. Надеждин в 1844 году.

В 1911 году была создана таблица гласных А.А. Шахматовым; в ней учитывались не только ряд и подъём гласных, но и наличие – отсутствие лабиализации, напряженность – ненапряженность гласных; при этом в таблицу включались только ударные гласные.

В таблице В.А. Богородицкого объединены гласные и согласные.

В 1911 году была создана Международной фонетической ассоциацией и усовершенствована Л.В. Щербой таблица артикуляционной характеристики гласных, свойственных многим языкам; эта таблица имела форму треугольника.

В таблице И.А. Бодуэна де Куртенэ определяются гласные по трем типам «надставной трубы» (ротовой полости). Основные гласные в этой таблице следующие: [а] – самый нижний, [у], [и] – самые верхние; при этом [у] – самый задний и лабиализованный, [и] – самый передний. Каждый звук представляется как комбинация артикуляций [а-и-у], например:

Каждая точка в этой таблице – особая «клетка». Как бы мало ни отличалась друг от друга артикуляция двух звуков, для каждого из них и таблице можно найти особое место – свою точку. Различие в артикуляции отражается расположением точек: одна точка выше, ниже, правее или левее; другой. Нижняя сторона четырехугольника короче верхней, а задняя сторона короче передней; этим отражено то обстоятельство, что в нижнем положении движения языка более стеснены, чем в верхнем, а в задней части более стеснены, чем в передней.I

В современной лингвистической литературе, научной и учеб-но-методической, обычно используется артикуляционная классификация гласных по трем признакам: подъему, ряду, наличию–отсутствию лабиализации; при этом рассматриваются ударные гласные (Р.И. Аванесов, К.В. Горшкова, В.В. Иванов, В.В. Цаиукевич, М.И. Матусевич, Л.Я. Маловицкий и др.).

Артикуляционная характеристика безударных гласных предлагается А.А. Реформатским, М.В. Пановым, Л.Л. Касаткиным, И.Д. Самойловой, причем расхождения в предлагаемых классификациях значительны: [ъ] отсутствует у М.В. Панова и Л.Л. Касаткина; [Л] определяется как гласный среднего ряда, заднего подъема, нелабиализованный М.В. Пановым, как гласный средне-нижнего подъема, средне-заднего ряда, нелабиализованный Л.Л. Касаткиным, как гласный нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный И.Д. Самойловой и автором данного учебного пособия.

Интересна дихотомическая схема, предложенная М.В. Пановым, но она игнорирует различие между средним и задним рядами, средним и нижним подъемами (почему и не различаются [а] и [ъ]).


Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (28.03.2015)
Просмотров: 726 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0