Воскресенье, 11.12.2016, 01:22

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Состав и система согласных фонем в русском языке

Состав фонем, как уже было сказано, – фонемы в сильных позициях. Сильные позиции для всех согласных – положение перед гласными [а], [о], [у], [и]. В этом положении выделяют 34 согласные фонемы: (‹б›, ‹б’›, ‹п›, ‹п’›, ‹в›, ‹в’›, ‹ф›, ‹ф’›, ‹д›, ‹д’›, ‹т›, ‹т’›, ‹з›, ‹з’›, ‹с›, ‹с’›, ‹м›, ‹м’›, ‹н›, ‹н’›, ‹л›, ‹л’›, ‹р›, ‹р’›, ‹j›, ‹ц›, ‹ч’›, ‹ж›, ‹ш›, ‹ж’›, (представлена звуком [ж’]), ‹ш’›, (представлена звуком [ш’]), ‹г›, ‹к›, ‹х›.

Систему же согласных фонем образуют сильные и слабые фонемы со своими разновидностями.

Система согласных, как и система гласных, основана на пересекающейся и параллельной мене звуков.

Позиции согласных
Сильные – согласные противопоставлены друг другу Слабые – согласные не противопоставлены друг другу
По звонкости – глухостиПо твердости – мягкости По звонкости – глухостиПо твердости – мягкости
1. Перед гласными1. Перед гласными (кроме [э])1. В конце слова1. Перед мягкими губными
Дам – тамМал – мялПруд – прутБо[м’б’]ить
2. Перед сонорными согласными
2. Перед звонкими согласными2. Перед мягкими зубными согласными
Злой – слой
Здесь – сделать[с’н’]ег


3. Перед глухими согласными3. Перед [j]


Трубка – шапка[в’jу]га
Фонологическая система согласных русского языка характеризуется объединением большинства согласных в соотносительные пары, которые образуют соотносительные ряды. Существуют соотносительные ряды по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. При этом за счет парных по глухости-звонкости, твердости-мягкости согласных фонем осуществляется пересекающаяся мена звуков, а за счет внепарных – параллельная.

Глухость – звонкость согласных фонем Пересекающийся тип позиционной мены

Из 34 согласных фонем современного русского литературного языка 9 являются внепарными по глухости – звонкости звонкими фонемами: ‹л›, ‹л’›, ‹р›, ‹р’›, ‹м›, ‹м’›, ‹н›, ‹н’›, ‹j›; 3 – внепарными но глухости-звонкости глухими фонемами: ‹х›, ‹ц›, ‹ч’›. Остальные 22 фонемы образуют 11 пар фонем, противопоставленных по глухости-звонкости:

ФонемыПарныеВнепарные
Звонкие‹б›, ‹в›, ‹д›, ‹з›, ‹ж›, ‹б’›, ‹в’›, ‹д’›, ‹з’›, ‹ж’›, ‹г›‹л›, ‹л’›, ‹р›, ‹р’›, ‹м›, ‹м’›, ‹н›, ‹н’›, ‹j›
Глухие ‹п›, ‹ф›, ‹т›, ‹с›, ‹ш›, ‹п’›, ‹ф’›, ‹т’›, ‹с’›, ‹ш’›, ‹к›‹х›, ‹ц›, ‹ч’›
Сильными позициями по глухости-звонкости, т. е. позициями, в которых противопоставляется глухость-звонкость согласных, за счет чего возможно различение значимых единиц языка, являются следующие позиции:

1) перед всеми гласными:

дом [дóм] – том [тóм], ‹д›-‹т›

2) перед сонорными:

для [дл’а] – тля [тл’а], ‹д›-‹т›


3) перед [в], [в’]

дверь [дв’эр’] – Тверь [тв’эр’], ‹д›-‹т›.

В сильных позициях выступают сильные по глухости-звонкости согласные фонемы.

Слабыми позициями по глухости-звонкости, т.е. позициями, в которых не противопоставляется глухость-звонкость согласных, а поэтому невозможно различение значимых единиц языка, являются следующие позиции:

1) конец слова (позиция оглушении, в которой возможен только глухой согласный):

род [рóт]
но рода [рóдъ]
сильные фонемы
-
-
-
рот [рóт], ‹т›,
рта [ртá], ‹д› – ‹т›,
слабая фонема

‹д›‹т›
‹т›

‹д› – ‹т›; ‹т› – ‹т› – фонемные ряды

2) перед глухими согласными (позиция оглушения, в которой возможен только глухой согласный):

перевозка [п’ьр’иэвóскъ]
но возить [вΛз’ит’]
сильные фонемы
-
-
-
переноска [п’ьр’иэнóскъ], ‹с›,
носить [нΛс’ит’], ‹з’› – ‹с’›,
слабая фонема

‹з’›‹с›
‹с’›

‹з’›-‹c’›; ‹c’›-‹c› – фонемные ряды

3) перед звонкими согласными (позиция озвончения, в которой возможен только звонкий согласный):

городьба [гърΛд’бá]
но городить [гърΛд’ит’]
сильные фонемы
-
-
-
молотьба [мълΛд’ба], ‹д’›,
молотить (мълΛт’ит’], ‹д’› – ‹т’›
слабая фонема

‹д’›‹д’›
‹т’›

‹д’› – ‹д’›; ‹т’› -‹т’› – фонемные ряды

Позиции по глухости-звонкости
СильныеСлабые
1. Перед гласными
2. Перед сонорными согласными
3. Перед [в], [в’].
1. Конец слова
2. Перед глухими согласными
Позиции оглушения
3. Перед звонкими согласнымиПозиция озвончения
Все указанные фонемные ряды являются полными, так как возглавляются сильными фонемами. Но фонемный ряд может быть и неполным, если он не возглавляется сильной фонемой, например вокзал – [вΛгзáл]: ‹г› – слабая фонема, не имеющая соответствующей ей сильной.

В орфографии это соответствует правописанию сомнительных непроверяемых согласных, а сам метод проверки представляет собой нахождение сильной фонемы в соответствии с данной слабой.

Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (28.03.2015)
Просмотров: 544 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0