Суббота, 27.04.2024, 07:03


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [252]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [453]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ [11]

Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Основные фонетические процессы в области гласных звуков русского языка

Основные фонетические процессы в области гласных. Рассмотрим основные фонетические процессы, которые происходят в области гласных звуков.

Изменение гласных в зависимости от положения по отношению к ударению. Редукция

I. В безударных позициях некоторые гласные совпадают в одном звуке.

В соответствии с ударными гласными [а′], [о′], [э′] в безударных слогах произносятся следующие гласные:


ПозицииЗвуки
Первый предударный слогПосле твердых согласных[^]
После [ж], [ш]э]
После мягких согласныхэ]
Остальные безударные слогиПосле твердых согласных
После мягких согласных
[ъ]
[ь]

II. В безударных позициях гласные подвергаются редукции.

Редукция – это фонетический процесс, заключающийся в ослабле нии и изменении звучания безударных слогов, в первую очередь слого вых звуков этих слогов. Для современного русского языка, в котором слогообразующими звуками являются гласные, редукция касается преж де всего гласных.

Редукция согласных проявляется в мене [ј], который произносится непосредственно перед ударными гласными, и [i], который произносится в остальных позициях.

Редукцией можно объяснить и оглушение конечных звонких соглас-ных.

Редукция может быть количественной и качественной.

Количественная редукция – это изменение безударных гласных по их долготе и напряженности. Количественной редукции подвергаются все без-ударные гласные современного русского языка.

Соотносительная долгота и напряженность гласных в зависимости от их положения но отношению к ударению различна в разных языках и даже в диалектах одного языка.

Схема количественной редукции безударных гласных

Позиции по отношению к ударению Наречия1 предударный слогУдарный слогОстальные безударные слоги
Средневеликорусское наречие, литературный язык231
Северновеликорусское наречие111
Южновеликорусское наречие121

В средневеликорусском наречии и в литературном языке ударный слог в полтора раза дольше и напряженнее первого предударного слога и в три раза дольше и напряженнее остальных безударных слогов.

В северновеликорусском наречии отсутствует количественная редук-ция безударных гласных; все гласные, независимо от их позиции по отношению к ударению, одинаковы по долготе и напряженности, поэтому создается впечатление «рубленого» слога.

В южновеликорусском наречии ударный слог вдвое дольше и напряженнее любого безударного.

Соотношение долготы и напряженности гласных в зависимости от позиции по отношению к ударению определяет ритмику речи.

Необходимо отметить, что ритмика речи – достаточно устойчивый элемент произношения. Так, например, носители северных говоров, переехавшие в Москву и усвоившие звуковые нормы литературного произношения, такие, как аканье, наличие качественной редукции безударных гласных, могут долго сохранять особенности диалектной ритмики. Поэтому для учителя начальных классов материал по диалектной ритмике профессионально значим.

При значительной степени редукции в просторечии возможна утрата гласного, то есть полная редукция, например: проволока [про′вълкъ], сутолока [су′тълкъ], все-таки [фс’о′тк’и].

Качественная редукция – это изменение безударных гласных по их качеству, то есть по тембру и по основным артикуляционным признакам: подъему, ряду, наличию-отсутствию лабиализации.

Качественной редукции не подвергаются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; подвергаются только гласные среднего и нижнего подъемов: [э], [о], [а].

Схема качественной редукции безударных гласных

Примеры:

[л’и′л] , [л’ила′] , [выл’и′л] ,

[плы’л] , [плыла′] , [вы′плыл] ,


[зву′к] , [звуч’а′т] , [о′дзвук] ,

[ма′л] , [м^ла′] , [мъл^ва′ть] ,

[во′ды] , [в^ды′] , [въд^во′с] ,

[жэ′с’т’] , [жыэс’т’а′нкъ] , [жъс’т’ иэно′i] ,

[п’а′т’], [п’иэта′к], [п’ьт^ч’о′к],

[л’о′т], [л’иэдо′к], [л’ьд^хомт],

[п’э′т’], [п’иэв’э′ц], [п’ъсн^п’э′н’иiъ].

Гласные транскрибируются в соответствии с данной выше схемой ка-чественной редукции безударных гласных. В схеме игнорируется различение [ь] и [ъ] в заударных слогах после мягких согласных, н отличие, например, от работ Р.И. Аванесова и К.В. Горшковой, в которых выделяется 12 морфологических позиций к окончаниях, где под влиянием грамматической аналогии в заударных слогах после мягких согласных появился [ъ].

Как показали экспериментальные фонетические исследования, различие между [ъ] и [ь] в данных позициях практически часто отсутствует у говорящих, поэтому им можно пренебречь, тем более учитывая учебные задачи.

В абсолютном начале слова и при стечении гласных в любой безударной позиции произносится такой же гласный, как в первом предударном слоге: [^фтър’ит’э′т], [ыэкскурс’ио′ньii], [в^^душыэвл’э′н’иiь].

Схемы качественной редукции различны в диалектах современного русского языка.

Причины качественной редукции, но мнению Л.В. Щербы, – в количественной редукции, в сокращении долготы, поскольку органы речи в меньшее время не успевают занять положения, необходимого для произношения данного звука.

Но при таком объяснении непонятно различие схем редукции в различных языках и в диалектах современного русского языка при одинаковом характере ударения (динамическом) и тождественной ритмике.


Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (28.03.2015)
Просмотров: 2540 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0