Ассоциативными
здесь названы игры, которые активизируют способности, почти игнорируемые
сегодняшней школой: интуицию, ассоциативное мышление, способность к свободному поиску без определенного
алгоритма.
Есть
интересные психологические исследования о феномене «творческого беспорядка» —
известной манере творческих людей разбрасывать вещи в самых неожиданных
местах. Так вот, некоторые психологи утверждают: дело не в том, что занятые
творчеством люди не могут поддерживать порядок в силу своей рассеянности. Все
наоборот: случайным образом расположенные предметы дают пищу ассоциативному
мышлению, наталкивают на новые творческие идеи, и одаренные люди подсознательно
стремятся
обеспечить себя этим
«топливом».
Возможно,
так оно и есть, и наше стремление любой ценой приучить детей к порядку, режиму,
систематичности снижает их творческие способности. В таком случае детям просто
необходимы ассоциативные игры. Играя в них, ребята вступают в мир намеков,
сравнений, ассоциации, мир причудливых, непредсказуемых движений человеческой
психики и их не менее причудливых отражений в языке.
Игры этого
типа требуют теплой, раскованной атмосферы, ситуация жесткого соревнования, спортивного
азарта сводит пользу от них к нулю. Ведь в ассоциациях и намеках не может быть
«правильного» и «неправильного», может быть только более или менее яркое,
точное, образное. Поэтому проводить эти игры (по крайней мере, большинство из
них) в командном варианте лучше не слишком часто и только после того, как они
хорошо освоены.
Самый важный
результат ассоциативных игр — способность ребят ценить яркое, индивидуальное
видение мира, умение доверять своей интуиции.
Ассоциативные
игры, с одной стороны, противоположны аналитическим, с другой — дополняют их.
Можно сказать, что аналитические игры развивают, прежде всего, свойства
мышления, ценимые западной цивилизацией: систематичность, последовательность,
точность, а ассоциативные — то, что в большей степени присуще восточной
культуре: медитативность, созерцательность. Две стороны интеллекта, которые
развивают эти игры, — интуиция и логика, как раз и образуют вместе свободное,
точное, творческое мышление.
|