Играть можно
и нужно уже с дошкольниками, впрочем, более старшим ребятам игра не менее интересна.
Количество играющих 3—10 человек, класс можно разделить на группы. Игра идет по
кругу, то есть каждый должен знать, после кого он вступает. Ведущий нужен
ребятам дошкольного возраста.
Ход игры
Играющие
выбирают какое-либо слово, называющее предмет, явление или действие. Затем все
по кругу начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основание для
сравнения. Например, играют со словом река. Возможные варианты: Она похожа на ленту, такая же длинная и блестящая.
Она похожа на время, ее тоже невозможно остановить. Задача каждого следующего игрока — привести
убедительное сравнение, повторяться запрещено. Тот, кто не сумел ответить,
выходит из игры. Побеждает ответивший последним.
Во время
игры часто возникают дискуссии о том, можно ли засчитать то или иное сравнение.
Обсуждение само по себе полезно. В этой игре не стоит вводить слишком жесткие
ограничения в подборе сравнений. Снимать сравнения как неубедительные следует
только тогда, когда игрок не может назвать сходных черт или говорит очевидную
нелепицу.
Варианты.
На первых
порах, особенно с младшими детьми, хорошо попробовать командный вариант игры,
который дает возможность более робким ребятам постепенно войти в игру. Позже
они смогут отвечать самостоятельно.
Для игры с
дошкольниками и учащимися младших классов лучше выбирать слова, называющие
предметы. А вот старшеклассники с удовольствием работают со словами,
обозначающими абстрактные понятия. Использование этой группы слов расширяет
сферу поиска сравнений, хотя и делает его существенно сложнее.
Цели. Игра
развивает ассоциативное, метафорическое мышление, ребенок начинает воспринимать
предметы окружающего мира объемнее, глубже, обращает внимание на неочевидные
связи между ними. Игра активизирует способность видеть разнообразные признаки
предмета, а эта способность всегда считалась одним из основных критериев общего
развития.
|