Игра приурочена к теме «Причастие». При необходимости
можно периодически возвращаться к ней. Количество играющих 10—12 человек, класс
можно разбить на группы. В каждой группе необходим ведущий — учитель или
сильный ученик, который сможет быстро оценивать правильность ответов. Игра
проходит по кругу, то есть каждый должен знать, после кого он вступает в игру.
Ход игры
Первый игрок называет инфинитив глагола и задает
грамматическую форму причастия, например: сделать — прошедшее время,
страдательное. Следующий участник должен быстро и правильно назвать причастие: сделанный. Вид глагола
менять, конечно, нельзя. Если такого причастия нет, нужно ответить «нет». Затем
второй игрок задает вопрос третьему и так далее. Время на обдумывание
ограничено, можно, например, считать до пяти. Тот, кто не сумел правильно
ответить, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается последним.
Самая сложная роль у ведущего: он должен быстро оценивать
правильность ответов и разрешать возникающие споры.
Цели.
Назначение игры — помочь ребятам освоить одну из самых сложных тем морфологии
(грамматические формы причастий) и избавиться от очень распространенных
речевых ошибок, связанных с формообразованием причастий. Простое на первый
взгляд задание выполнить четко и быстро довольно сложно, но после некоторой
тренировки ребята осваиваются с формами причастий.
Можно провести игру несколько раз во время изучения
причастий, а затем возвращаться к ней примерно раз в четверть для закрепления.
|