Играть в
пассивный вариант можно уже с пятиклассниками, в активный — начиная с VII—VIII класса. Количество играющих любое, ведущий необходим
только при пассивном варианте.
Ход игры
Ведущий
предлагает играющим первую букву загаданного слова и намек на него — другое
слово, которое он считает некоторым образом связанным с первым. Называемые
словами явления могут вместе
-Игра
предложена преподавателем школы социальной адаптации и игрового обучения
«Выбор» А.Элиовичем.
встречаться
в жизни, быть связаны неким общим сюжетом, идиомой, одно может быть похоже на
другое, связаны могут быть смысл разных слов и их звуковые оболочки, связь
может быть чисто ассоциативной, иногда иррациональной. Словом, ограничения
минимальны. Важно только, чтобы эта связь одинаково воспринималась всеми, то
есть если большинство играющих связи между загаданным словом и намеком на него
не увидят — задание считается некорректным.
Выигрывает
тот, кто сможет первым назвать загаданное слово.
Часто ответы
играющих бывают не хуже, и даже лучше загаданных, видимо, в этом случае стоит
засчитывать каждый вариант.
Варианты.
Описанный
вариант игры можно назвать пассивным, поскольку задания-намеки должен заранее
приготовить ведущий. Попробовав сыграть раз-другой в пассивный вариант, ребята
научатся задавать намеки сами, и что важнее — выработают критерии правильности,
корректности задания и будут их придерживаться. В активном варианте игры намеки
предлагают друг другу соревнующиеся команды, при этом очко получает и команда,
разгадавшая намек, и команда, предложившая корректное задание. Лучше
договориться снимать с игры однотипные задания. Когда все ребята освоят игру достаточно
хорошо, можно проводить личное первенство: каждый по очереди предлагает свой
намек, очко получает тот, кто первым найдет правильный ответ, и тот, кто мерно
задал намек. В случае, когда задание оказывается слишком простым и все хором
кричат ответ, намек снимается с игры.
Цели. Игра развивает интуицию, ассоциативное
мышление, способность понять ход мысли другого человека.
Игра обычно
поражает детей сложностью и многообразием связей, существующих между словами в
языке, а ведь они в лучшем случае знают только о тематических группах,
синонимах и антонимах.
Вообще можно
сказать, что эта игра носит культурологический характер, ведь для того, чтобы
разгадать некоторые намеки, нужно знать мифы, исторические события,
произведения художественной литературы, пословицы, афоризмы и многое другое.
Предлагаемые
задания-намеки помогут познакомить ребят с игрой. В скобках даны ответы, при
необходимости с пояснением.
К — сумка
(кенгуру)
Б — нос
(Буратино)
Т — летать (летающая тарелка)
М —
лягушонок (Маугли)
У —
г/холодный (утюг,
«Торопыжка был голодный,
проглотил
утюг холодный»)
Д — мышь
(джойстик)
И — дурак
(Иван)
С — 300 (спартанцы, сражение при Фермопилах)
М —
бесплатно (мышеловка,
«Бесплатный сыр бы
вает только
в мышеловке»)
Ш— 1001
(Шахерезада, «Тысяча
и одна ночь»)
О — лень (олень)
М — очки
(мартышка)
Т — привет!
(тетя,
«Здравствуйте, я ваша тетя!»)
Л — бочка
(ложка, «Ложка дегтя
в бочке меда»)
К — камень
(капля, «Капля
камень точит»)
К — Ура!
(каникулы)
Т — мир
(трубка мира)
М — колено
(море, «Море по
колено»)
Р — Ма
(ребус)
Р — зеркало
(рожа, «Неча на
зеркало пенять, коли
рожа крива»)
А — 40 («Али-Баба и сорок разбойников»)
К — крыша
(Карлсон или кот)
3 — солнце (солнечный зайчик)
В — 1
(воин, «Один в поле
не воин»)
Л — прием (лом, «Против лома нет приема»)
К — самолет
(ковер)
С — муха (слон, «Делать из мухи слона»)
Ш— вы
(школьники)
С — Моцарт (Сальери)
Е — яблоко
(Ева или Елена Троянская)
|