Играть могут
ребята с 11—12 лет. На уроке можно играть всем классом или разделиться на группы
по 8—10 человек, чтобы каждому довелось угадывать. Ведущий нужен только для
младших ребят.
Ход игры
Игра достаточно известна. Один (или
двое) играющий выходит за дверь, а остальные загадывают одного из игроков или
другого общего знакомого. Затем игрок возвращается и начинает задавать вопросы,
начинающиеся со слов: «Если бы это был...», например, такие: Если бы это был цветок? Если бы это
была песня? Если бы это была страна? Тот игрок, к которому обращен вопрос, должен назвать
цветок, песню или страну, которые, по его мнению, особенно подходят загаданному
человеку, связаны с ним ассоциативно. Это может быть цветок, на который он
похож внешне, или любимая песня, или его темперамент таков, словно он житель
этой страны — вариантов множество. Задача спрашивающего игрока — угадать
человека, который имеется в виду.
Отвечающие
должны выполнять свою задачу добросовестно, не стараясь запутать отгадывающего
игрока. Если большинству играющих названная ассоциация кажется неподходящей,
они имеют право предложить свой вариант. Отгадывающий игрок может не
удовлетвориться ответом и задать тот же вопрос другим игрокам. Те, в свою
очередь, могут или согласиться с ассоциацией, названной ранее, или предложить
свою.
Когда ответ
найден, за дверь выходит следующий игрок и игра продолжается. Выигравших и
проигравших в обычном смысле нет, все получают удовольствие от самой игры.
Естественно, играть тем интереснее, чем изобретательнее вопросы угадывающего
игрока и чем остроумнее, точнее ассоциации остальных.
Варианты.
Игра с
загадыванием друг друга и знакомых обычно быстро приедается, особенно
старшеклассникам. Тогда можно перейти к загадыванию знаменитостей (ученых,
артистов, писателей, певцов, исторических деятелей, спортсменов) или
литературных героев — главное, чтобы их знали все игроки. Это, кроме всего
прочего, расширяет кругозор.
Цели. Игра заставляет ребят проследить за
ассоциативными ходами собственного мышления, оценить их точность и
оригинальность. Хорошо приурочить игру к разговору об основных способах
переноса значения слона: метонимическом (по смежности, связанности) и метафорическом
(по сходству). Пусть кто-то запишет все ответы, звучавшие во время игры, а
потом можно вместе проанализировать их, разобравшись, на чем основана ассоциативная
связь: на метафоре, метонимии или связь более сложная и состоит из нескольких
ассоциативных ходов.
|