Играть можно с того момента, когда ребята познакомятся с
синтаксическими схемами предложения. Играют команды. Ведущий заранее готовит
к игре схемы предложений. Понадобятся листки бумаги и ручки.
Ход игры
Играющие делятся на несколько команд (не меньше трех),
обязательно с равным числом игроков, можно просто по рядам. Ведущий рисует на
доске схему предложения (простого или сложного — в соответствии с изучаемой или
повторяемой темой). Каждый играющий должен как можно быстрее написать на своем
листке предложение, соответствующее этой схеме. Та команда, которая быстрее
всех сдаст свои листки, получает поощрительный балл, та, которая сдала листки
последней — штрафной балл (если в командах больше 8—10 человек, количество
поощрительных и штрафных баллов можно увеличить, иначе игра затянется).
После этого ведущий последовательно читает предложения
вслух и все вместе решают, насколько они соответствуют схеме. За каждое
правильное предложение команде начисляется балл, за каждое неверное — отнимается.
Например, была задана схема: | |, и | |. В этом случае за предложение: Все весело закивали, и настроение
повысилось — балл будет начислен, а за вариант: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
— балл нужно отнять. Одинаковые или очень похожие предложения не
засчитываются. Побеждает та команда, которая и сумме наберет наибольшее
количество баллов.
После того как ребята освоятся с игрой, целесообразно
перед чтением предложений вслух дать возможность командам проверить свои
варианты и вычеркнуть однотипные.
Цели.
Игра представляет собой задание, обратное привычному: составлению схем
предложений. Это позволяет более осознанно воспринимать понятие синтаксической
структуры. Развиваются речевая изобретательность, способность быстро и четко
работать.
|