Играть могут и ребята 7—8 лет, и взрослые. Число
участников любое. Играют команды. Время игры зависит только от желания
играющих: несколько минут в виде разминки в начале урока или многочасовой
марафон (можно устроить многоборье, используя игры: «Пропорции», «Смысловые
ряды», «Четвертый лишний»). На первых порах целесообразно писать пропорции на
доске.
Ход игры
Ведущий (или одна команда другой) предлагает решить
пропорцию, например, такую: добро
/ зло = = свет/?
(ответ: тьма). Суть
задания в следующем. Необходимо определить смысловые отношения между членами
пропорции и найти недостающие. Если ребята играют впервые, стоит напомнить им,
что такое пропорция в математике, разобрать несколько примеров.
Пропорции могут быть построены на самых разных
соотношениях. Пример грамматической пропорции: сделать / делать = говорить / ? (ответ: сказать). Пропорция с двойным смыслом: пожар / пожарник = ? / дворник
(правильный ответ: двор
— если пропорция словообразовательная, и мусор — если семантическая).
Все сказанное ниже относится в равной мере к играм
«Пропорции», «Продолжить ряд» и «Четвертый лишний».
Игра может проходить по-разному. Для детей неподготовленных,
играющих впервые, или просто для самых младших — вариант, когда задания дает
учитель, цель ребят — только правильно ответить. Тот, кто раньше всех нашел
верный ответ, получает балл, в конце игры баллы суммируются и определяются
победители. Можно играть и по командам, тогда балл получает команда, которая
первой нашла верное решение. Не нужно ставить условием, чтобы команда пришла к
единому решению, для этого типа игр чем больше равноправных версий, тем
лучше. В любом случае начинать знакомить ребят с играми стоит по этому
варианту. Для старшеклассников достаточно привести один-два примера, и они уже
вполне готовы играть по второму варианту.
Во втором варианте игры ребята не только решают, но и
сами составляют пропорции. Можно попросить их подготовиться к игре дома или
усложнить задачу, предложив составить по три пропорции в течение 5 минут.
Можно играть в командах: команды по очереди предлагают
пропорции, а все остальные ищут ответ. Балл получает та команда, которая
составила правильное задание, и та, которая первой правильно ответила. Если
команде удалось составить особенно интересную пропорцию, ведущий или жюри
могут поставить дополнительные баллы и за задание, и за ответ. Если играют
только две команды, время на обдумывание ограничивается (например, одной
минутой), если команд больше, можно играть «до победного конца». Важно, чтобы
в одной команде было не более 5—7 человек, иначе не все смогут принять
полноправное участие в подготовке заданий, тихони останутся за бортом.
Можно провести личное первенство: участники задают
вопросы по кругу, отвечает тот, кто первым поднял руку. Плюс личного первенства
в том, что участвуют на равных все — никто не может отсидеться за спиной соседа.
В игре по любому варианту побеждает игрок или команда,
набравшие наибольшее количество очков.
Очень важна четкая организация игры, знание всеми
участниками правил, поэтому стоит заранее обсудить и решить некоторые вопросы.
Как быть, если задание составлено неверно или некорректно (например, использованы
специальные сведения, которые не известны большинству отгадывающих)? Может
быть, в этом случае автор пропорции получает штрафной балл? Иногда такую
задачу легко решают один-два человека, случайно владеющие необходимыми
знаниями, и как тогда доказать, что она некорректна? Снимать такие пропорции с
игры?
Как оценить ответ, если он по сути верен, но не совпадает
с заданным? Видимо, стоит засчитать?
Как поступить, если ответ отгадывающих точнее, интереснее
ответа автора пропорции? Некоторые пропорции предусматривают более одного
ответа, может быть, ставить и той, и другой стороне по баллу за каждый верный
ответ?
А если пропорция слишком простая, такая, что в ту же
секунду — лес рук и все знают ответ? Кому присуждать балл? И не стоит ли
штрафовать участников, которые все время предлагают однотипные задания?
Наконец, какие могут быть санкции за нарушения правил?
Это лишь часть вопросов, которые стоит обсудить с ребятами,
а обсуждение правил бывает не менее полезно для развития, чем сама игра.
Варианты.
Игру можно усложнять разными способами: заявить тему, по
которой составляются пропорции, например, «Литература», оговорить жанр
пропорций, например, грамматические (пропорция строится на соотношении
грамматических форм слов) или словообразовательные (соотношение производного и
производящего слов) или допускать к игре только тройные пропорции (типа a/b = c/d = k/l) или
пропорции с двумя неизвестными.
Цели.
Игра развивает способность видеть связи между явлениями, в том числе и
неочевидные, скрытые, умение концентрироваться на поставленной задаче, искать
решение, быстро меняя угол зрения и не «зацикливаясь» на каком-то одном
варианте.
Командный вариант игры, кроме того, развивает способность
к взаимодействию, привычку внимательно относиться к идеям других. В игре
естественно снимаются многие психологические проблемы: застенчивые забывают о
робости, стремясь принести очко команде, расторможенные умеряют свой пыл после
того, как из-за их несдержанности и нежелания слушать других команда
оказывается на грани проигрыша. Рейтинг многих ребят в классе повышается, на
тихоню или двоечника, сумевшего решить труднейшую пропорцию, смотрят
по-новому.
Учитель контролирует смысловую корректность пропорций,
не допуская к игре неточные задания и решения.
Предлагаемые пропорции разной степени сложности помогут
учителю провести первые игры. Член пропорции, который нужно угадать, дается в
скобках. В необходимых случаях пропорции поясняются.
черное / белое = (огонь) / вода
сила / доброта = слабость / (злость)
война / смерть = мир / (жизнь)
тигр / кошка = (волк) / собака
лампа / свет = (радио) / звук
ластик / карандаш = время / (воспоминания)
дети / игра = (взрослые) / работа
доска / аскод = парта / (атрап)
казак / казак = арап / (пара) — слова-палиндромы
музыка / ноты = речь / (буквы)
земля / небо — человек / (ангел) — возможны другие
ответы
пол / потолок = стена / (стена) лицо / портрет = природа
/ (пейзаж) волк / шерсть = ворона / (перья) пожарник / (вода) = дворник / метла
тигр / 4 = паук / (8) — количество ног провода / электричество = (сосуды) /
кровь машина / мотор = человек / (сердце) дом / крыша = человек / (шапка)
радость / горе = (капля) / море верблюд / горб = пеликан / (клюв) вода / огонь
= (огонь) / дерево автомобиль / шины = конь / (подковы) кран / вода =
холодильник / (холод) капля / море = слово / (текст) пустыня / кактусы = море /
(водоросли) человек / пища = машина / (топливо) дождь / снег = осень / (зима)
листья / зима = лето / (снег) — то, чего не бывает
женщина / мышь = (пешеход) / машина — то, чего опасаются
банк / деньги = (коробок) / спички решетка / тюрьма =
(небо) / свобода
часы / стрелки = термометр / (ртуть)
астроном / звезды = зрители / (фильм)
музыка / плеер = море / (раковина)
мороз / красный нос = солнце / (веснушки, загар)
|