Четверг, 14.12.2017, 23:59

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ИГРЫ СО СЛОВАМИ [66]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ [126]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ [11]
РЕБУСЫ [4]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ » УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПРОПОРЦИИ»

Играть могут и ребята 7—8 лет, и взрослые. Чис­ло участников любое. Играют команды. Время игры зависит только от желания играющих: не­сколько минут в виде разминки в начале урока или многочасовой марафон (можно устроить многобо­рье, используя игры: «Пропорции», «Смысловые ряды», «Четвертый лишний»). На первых порах целесообразно писать пропорции на доске.

Ход игры

Ведущий (или одна команда другой) пред­лагает решить пропорцию, например, такую: добро / зло = = свет/? (ответ: тьма). Суть задания в следующем. Не­обходимо определить смысловые отношения между чле­нами пропорции и найти недостающие. Если ребята иг­рают впервые, стоит напомнить им, что такое пропорция в математике, разобрать несколько примеров.

Пропорции могут быть построены на самых разных соотношениях. Пример грамматической пропорции: сде­лать / делать = говорить / ? (ответ: сказать). Пропор­ция с двойным смыслом: пожар / пожарник = ? / двор­ник (правильный ответ: двор — если пропорция словооб­разовательная, и мусор — если семантическая).

Все сказанное ниже относится в равной мере к иг­рам «Пропорции», «Продолжить ряд» и «Четвертый лишний».

Игра может проходить по-разному. Для детей непод­готовленных, играющих впервые, или просто для самых младших — вариант, когда задания дает учитель, цель ребят — только правильно ответить. Тот, кто раньше всех нашел верный ответ, получает балл, в конце игры баллы суммируются и определяются победители. Мож­но играть и по командам, тогда балл получает команда, которая первой нашла верное решение. Не нужно ста­вить условием, чтобы команда пришла к единому реше­нию, для этого типа игр чем больше равноправных вер­сий, тем лучше. В любом случае начинать знакомить ребят с играми стоит по этому варианту. Для старше­классников достаточно привести один-два примера, и они уже вполне готовы играть по второму варианту.

Во втором варианте игры ребята не только решают, но и сами составляют пропорции. Можно попросить их подготовиться к игре дома или усложнить задачу, пред­ложив составить по три пропорции в течение 5 минут.

Можно играть в командах: команды по очереди предлагают пропорции, а все остальные ищут ответ. Балл получает та команда, которая составила правильное за­дание, и та, которая первой правильно ответила. Если команде удалось составить особенно интересную пропор­цию, ведущий или жюри могут поставить дополнитель­ные баллы и за задание, и за ответ. Если играют только две команды, время на обдумывание ограничивается (на­пример, одной минутой), если команд больше, можно иг­рать «до победного конца». Важно, чтобы в одной коман­де было не более 5—7 человек, иначе не все смогут при­нять полноправное участие в подготовке заданий, тихо­ни останутся за бортом.

Можно провести личное первенство: участники за­дают вопросы по кругу, отвечает тот, кто первым поднял руку. Плюс личного первенства в том, что участвуют на равных все — никто не может отсидеться за спиной соседа.

В игре по любому варианту побеждает игрок или команда, набравшие наибольшее количество очков.

Очень важна четкая организация игры, знание всеми участниками правил, поэтому стоит заранее обсудить и решить некоторые вопросы. Как быть, если задание со­ставлено неверно или некорректно (например, использо­ваны специальные сведения, которые не известны боль­шинству отгадывающих)? Может быть, в этом случае ав­тор пропорции получает штрафной балл? Иногда такую задачу легко решают один-два человека, случайно владею­щие необходимыми знаниями, и как тогда доказать, что она некорректна? Снимать такие пропорции с игры?

Как оценить ответ, если он по сути верен, но не совпа­дает с заданным? Видимо, стоит засчитать?

Как поступить, если ответ отгадывающих точнее, ин­тереснее ответа автора пропорции? Некоторые пропор­ции предусматривают более одного ответа, может быть, ставить и той, и другой стороне по баллу за каждый вер­ный ответ?

А если пропорция слишком простая, такая, что в ту же секунду — лес рук и все знают ответ? Кому присуж­дать балл? И не стоит ли штрафовать участников, которые все время предлагают однотипные задания?

Наконец, какие могут быть санкции за нарушения правил?

Это лишь часть вопросов, которые стоит обсудить с ре­бятами, а обсуждение правил бывает не менее полезно для развития, чем сама игра.

Варианты.

Игру можно усложнять разными спосо­бами: заявить тему, по которой составляются пропорции, например, «Литература», оговорить жанр пропорций, на­пример, грамматические (пропорция строится на соотно­шении грамматических форм слов) или словообразова­тельные (соотношение производного и производящего слов) или допускать к игре только тройные пропорции (типа a/b = c/d = k/l) или пропорции с двумя неизвест­ными.

Цели. Игра развивает способность видеть связи меж­ду явлениями, в том числе и неочевидные, скрытые, уме­ние концентрироваться на поставленной задаче, искать решение, быстро меняя угол зрения и не «зацикливаясь» на каком-то одном варианте.

Командный вариант игры, кроме того, развивает спо­собность к взаимодействию, привычку внимательно от­носиться к идеям других. В игре естественно снимают­ся многие психологические проблемы: застенчивые за­бывают о робости, стремясь принести очко команде, рас­торможенные умеряют свой пыл после того, как из-за их несдержанности и нежелания слушать других команда оказывается на грани проигрыша. Рейтинг многих ребят в классе повышается, на тихоню или двоечника, сумев­шего решить труднейшую пропорцию, смотрят по-новому.

Учитель контролирует смысловую корректность про­порций, не допуская к игре неточные задания и решения.

Предлагаемые пропорции разной степени сложно­сти помогут учителю провести первые игры. Член пропорции, который нужно угадать, дается в скоб­ках. В необходимых случаях пропорции поясня­ются.

черное / белое = (огонь) / вода

сила / доброта = слабость / (злость)

война / смерть = мир / (жизнь)

тигр / кошка = (волк) / собака

лампа / свет = (радио) / звук

ластик / карандаш = время / (воспоминания)

дети / игра = (взрослые) / работа

доска / аскод = парта / (атрап)

казак / казак = арап / (пара) — слова-палиндромы

музыка / ноты = речь / (буквы)

земля / небо — человек / (ангел) — возможны дру­гие ответы

пол / потолок = стена / (стена) лицо / портрет = природа / (пейзаж) волк / шерсть = ворона / (перья) пожарник / (вода) = дворник / метла тигр / 4 = паук / (8) — количество ног провода / электричество = (сосуды) / кровь машина / мотор = человек / (сердце) дом / крыша = человек / (шапка) радость / горе = (капля) / море верблюд / горб = пеликан / (клюв) вода / огонь = (огонь) / дерево автомобиль / шины = конь / (подковы) кран / вода = холодильник / (холод) капля / море = слово / (текст) пустыня / кактусы = море / (водоросли) человек / пища = машина / (топливо) дождь / снег = осень / (зима)

листья / зима = лето / (снег) — то, чего не бывает

женщина / мышь = (пешеход) / машина — то, чего опасаются

банк / деньги = (коробок) / спички решетка / тюрьма = (небо) / свобода

часы / стрелки = термометр / (ртуть)

астроном / звезды = зрители / (фильм)

музыка / плеер = море / (раковина)

мороз / красный нос = солнце / (веснушки, загар)

Категория: УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (07.12.2016)
Просмотров: 237 | Теги: игры на уроках русского яз, игровые технологии на уроках русско, языковые игры, обучающие игры на уроках русского, ФГОС второго поколения, лингвистиче | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2017  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0