Играть стоит не раньше V—VI класса с детьми, у которых
уже прочно устоялся навык письма. Количество играющих любое. Ведущему нужно
заранее подготовить текст.
Ход игры
Играющие делятся на небольшие команды по 3—4 человека,
количество команд может быть любым. Ведущий объявляет задание: записать текст,
который он будет диктовать, сделав в нем все возможные орфографические ошибки
и не сделав ни одной невозможной. Стоит напомнить ребятам разницу между
ошибкой и опиской: в случае описки будет искажено прочтение слова: дурожка (дорожка) или дорозка, при орфографической
ошибке прочтение слова не изменяется (если читать его не по слогам): дарожка, дорошка.
Полезно напомнить также, что ошибки могут быть не только «прямыми»,
подсказанными произношением:
сабака (собака), пропка (пробка), но и «обратными», сделанными
вопреки произношению, из перестраховки: копуста (капуста), тробка (тропка).
Итак, в тексте не должно быть ни одной описки, но должны
быть все возможные ошибки. Некоторые ошибки будут выглядеть очень
маловероятными, например, написание
козьть (кость), но если они в принципе возможны, их следует
сделать.
Нужно заранее решить, допускаются ли графические ошибки,
например: йолка
вместо елка.
Разграничивать графические и орфографические ошибки лучше со старшими
ребятами, так как это довольно сложное условие.
Объяснив задание, ведущий читает текст. Затем командам
предоставляется время (около пяти минут) для записи текста по правилам игры.
Когда время истекает, варианты команд проверяют вслух. Во время проверки
вносить исправления уже нельзя. За каждую правильно допущенную ошибку команда
начисляет себе балл, за каждую лишнюю — балл отнимает. Если возможно несколько
ошибочных написаний, например: питак
и петак (пятак), и
команда указала их, балл начисляется за каждый вариант. Побеждает команда,
набравшая максимальное количество баллов.
Цели:
Основное назначение игры — развитие орфографической зоркости. Тесты
показывают, что подавляющее большинство орфографических ошибок связано не с плохим
знанием правил, а со слабой «орфографической бдительностью». Ребята плохо
видят в словах места, в которых можно сделать ошибку, иначе говоря — плохо
видят слабые позиции (а с чего бы им хорошо видеть, если нынешним школьным
курсом само понятие фонетической позиции не предусмотрено). Эту проблему еще
более усугубляют привычные упражнения с пропущенными буквами. Эффективные при
первичном закреплении нового материала, они таят в себе опасность при слишком
частом использовании: ребята привыкают «знать, где упадут», их
орфографическая бдительность не развивается.
Именно поэтому так необходимы обратные задания:
подчеркнуть в тексте орфографически сложные места, объяснить написание, а как
«шоковая терапия» — «Антидиктант». Эта форма работы приводит детей в восторг
— поначалу им кажется, что нет ничего легче, чем сделать как можно больше
ошибок. После первого же тура игры становится ясно, что такая работа требует
еще большего внимания и сосредоточенности, чем грамотное письмо.
Можно провести в классе показательный эксперимент: пусть
«антидиктант» из нескольких предложений пишет каждый ученик самостоятельно.
Потом подсчитайте баллы. Почти наверняка самый лучший результат «не ошибки»
будет у тех ребят, которые пишут очень грамотно (если только они будут
достаточно внимательны). Результат эксперимента стоит обсудить с ребятами, чтобы
они убедились: грамотность письма зависит не только от знания правил, но и от
орфографической бдительности.
Важна и работа в маленьких командах: в процессе
обсуждения ребята незаметно для самих себя восполняют множество скрытых
пробелов в знаниях. «Антидиктант» оказывается очень эффективным способом повторения
орфографии.
Текст известного стихотворения А. Барто записан по
правилам «Антидиктанта», графических ошибок в нем нет.
Я люблю сваю лашатку,
Пречишу ей шорздку глатка,
Грибижком преглажу хвозьтик
И вирхом паеду ф гозьти.
|