Возраст
любой, чем раньше начинать знакомство с игрой, тем лучше. Количество играющих
тоже любое, игра идет по кругу, то есть каждый должен знать, за кем он
вступает. Ведущий заранее готовит текст, который должен быть у всех играющих
(можно сделать ксерокопии или воспользоваться книгой, которая есть у всех —
учебником, например ).
Ход игры
Играющие получают текст и в течение нескольких минут
знакомятся с ним. Затем все по кругу начинают задавать любые вопросы по этому тексту.
Повторять уже названные вопросы нельзя, снимаются Р игры и однотипные
варианты, то есть после вопроса: Какое первое слово в тексте? — уже нельзя спрашивать: Какое второе слово в тексте? Тот, кто не сумел задать очередной
вопрос, выходит из игры. Побеждает ответивший последним.
В ходе игры
периодически возникают дискуссии о корректности того или иного вопроса.
Например, можно ли спрашивать: Чем отличается этот текст от рассказа «Муму»? или Что сказал бы по поводу этого текста президент США? Выработать критерии, по которым можно
отличить «вопросы по тексту» от «вопросов не по тексту», не так просто.
Подобные дискуссии не стоит пресекать, важно только, чтобы спор велся
аргументированно.
Варианты.
Возможен командный вариант игры, когда
команды задают вопросы по очереди и побеждает команда, ответившая последней. Но
лучше играть по командам изредка, например, во время игрового марафона, и
использовать в этих случаях краткие тексты: пословицы, афоризмы,
четверостишия. Командный вариант более веселый, азартный, но при этом многие
ребята остаются в стороне.
Возможны
разнообразные ограничения, связанные с характером вопросов. Например, можно
задавать только вопросы, предусматривающие ответ «да» или «нет», могут быть
запрещены вопросы по форме текста (типа: Какое первое предложение текста? или Есть ли в тексте словарные слова?).
Цели. Игра дает очень полезный навык
«вычерпывания» информации, практику внимательного, вдумчивого восприятия
текста. Развиваются и способность находить нестандартные ходы,
изобретательность.
Игра может
быть полезна в практике обучения, так как текст, прошедший процедуру такого
«выспрашивания», запоминается практически дословно и навсегда, а главное — при
этом выясняется содержание текста. Это будет особенно ценно для ребят,
привыкших к поверхностному схватыванию материала.
|