Знакомство с
этой игрой может состояться уже в V классе, затем к ней можно периодически возвращаться.
Интересна она и старшеклассникам, и взрослым. Играть хорошо всем классом, разделившись
на две-три команды. Времени потребуется не менее 20 минут, каждой команде
нужны листки бумаги и ручки.
Ход игры
Бели играют впервые, перед началом игры ведущий рассказывает о том, что такое
классификация, какую классификацию считают правильной, корректной, какую — нет.
Можно привести известную «классификацию животных китайскими придворными
мудрецами» X. Борхеса: «Животные подразделяются на: а) принадлежащих
Императору, б) бальзамированных, в) прирученных, г) молочных поросят, д)
сирен, е) сказочных, ж) бродячих собак, з) включенных в настоящую классификацию,
и) буйствующих, как в безумии, к) неисчислимых, л) нарисованных очень тонкой
кисточкой из верблюжьей шерсти, м) и прочих, н) только что разбивших кувшин, о)
издалека кажущихся мухами».
Первый тур
лучше провести, не разделяя ребят на команды. Пусть каждый предлагает способы
классификации, например, ребят в классе: на мальчиков и девочек, блондинов, шатенов и брюнетов, отличников, хорошистов и троечников, сидящих у окна и сидящих у стены, любящих математику и любящих литературу и т. п. Чем больше вариантов, тем лучше. Каждый предложенный способ
классификации обсуждается и оценивается с точки зрения корректности. В процессе
обсуждения вырабатываются критерии корректности классификации: сравнивать и
противопоставлять нужно по одному и тому же признаку (нельзя: девочки и отличники),
не должно остаться ни одного элемента классифицируемого множества, который
нельзя было бы отнести ни в одну группу (нельзя делить только на блондинов и брюнетов,
если в классе есть хоть один рыжий), группы, получившиеся в результате классификации, не
должны поглощать одна другую (нельзя: мальчики и футболисты).
После такого обсуждения можно играть по командам.
Ребята
делятся на две-три команды, выбирается множество для классификации и
засекается время на подготовку (от 6 до 10 минут). Подготовившись, команды по
очереди предлагают свои варианты классификации. Некорректные и повторяющиеся
варианты снимаются. Команда, не сумевшая в очередной раз предложить новый
вариант классификации, выходит из игры. Побеждает команда, ответившая
последней.
Классифицировать
можно самые разные множества: буквы алфавита, орфографические и пунктуационные
правила, части речи, ошибки в диктанте, любой тем или иным способом выбранный
список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы
и дни недели и многое, многое другое. Важно, чтобы множество было всем известно
и четко ограничено.
Если игра
вызывает большие затруднения, варианты ответов быстро иссякают, часто
приводятся некорректные классификации и ребятам сложно объяснить, в чем ошибка,
это свидетельствует о слабом развитии аналитического мышления, прежде всего,
навыка противопоставления. Такому классу теоретическая часть программы по
русскому языку (да и по другим предметам) будет даваться с огромным трудом,
поэтому лучше не пожалеть времени и еще в V—VI классах с помощью различных
аналитических игр компенсировать отставание. И в последующие годы то, как
ребята справляются с игрой «Классификация», может служить хорошим индикатором
уровня развития их логического мышления.
Варианты.
По уровню развития дети в классе обычно очень разные, и при командной форме игры сильные
оттесняют слабых, желая добиться победы для своей команды. В небольшой группе
ребят можно попробовать провести личное первенство, когда каждый предлагает
свой вариант по кругу. Удачным моментом для этого могут быть дополнительные
занятия с отстающими или классный вечер, когда играть захочет только часть ребят.
Можно показать игру родителям слабых ребят и предложить играть в кругу семьи.
Цели. Игра позволяет познакомиться с
важнейшими логическими понятиями и категориями, такими, как множество, элемент
множества, противопоставление, основание классификации. В школьной программе
не нашлось времени для обсуждения этих понятий, а ведь используются они в
скрытом и явном виде очень активно. Между тем в основе многих наиболее
распространенных ошибок (например, смешивания частей речи и членов предложения)
лежит незнание логических принципов построения классификации.
Игра
развивает логическое мышление, стимулирует изобретательность, поиск неожиданных
решений.
|