Среда, 24.04.2024, 12:44


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ИГРЫ СО СЛОВАМИ [66]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ [126]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ [11]
РЕБУСЫ [4]

Главная » Статьи » ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ » УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИГРА «КЛАССИФИКАЦИЯ»

Знакомство с этой игрой может состояться уже в V классе, затем к ней можно периодически воз­вращаться. Интересна она и старшеклассникам, и взрослым. Играть хорошо всем классом, разде­лившись на две-три команды. Времени потребу­ется не менее 20 минут, каждой команде нужны листки бумаги и ручки.

Ход игры

Бели играют впервые, перед началом игры ведущий рассказывает о том, что такое классификация, какую классификацию считают правильной, корректной, какую — нет. Можно привести известную «классифика­цию животных китайскими придворными мудрецами» X. Борхеса: «Животные подразделяются на: а) принад­лежащих Императору, б) бальзамированных, в) приручен­ных, г) молочных поросят, д) сирен, е) сказочных, ж) бро­дячих собак, з) включенных в настоящую классифика­цию, и) буйствующих, как в безумии, к) неисчислимых, л) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти, м) и прочих, н) только что разбивших кувшин, о) издалека кажущихся мухами».

Первый тур лучше провести, не разделяя ребят на ко­манды. Пусть каждый предлагает способы классифика­ции, например, ребят в классе: на мальчиков и девочек, блондинов, шатенов и брюнетов, отличников, хорошис­тов и троечников, сидящих у окна и сидящих у стены, любящих математику и любящих литературу и т. п. Чем больше вариантов, тем лучше. Каждый предложен­ный способ классификации обсуждается и оценивается с точки зрения корректности. В процессе обсуждения вы­рабатываются критерии корректности классификации: сравнивать и противопоставлять нужно по одному и тому же признаку (нельзя: девочки и отличники), не должно остаться ни одного элемента классифицируемого множе­ства, который нельзя было бы отнести ни в одну группу (нельзя делить только на блондинов и брюнетов, если в классе есть хоть один рыжий), группы, получившиеся в результате классификации, не должны поглощать одна другую (нельзя: мальчики и футболисты). После тако­го обсуждения можно играть по командам.

Ребята делятся на две-три команды, выбирается мно­жество для классификации и засекается время на подго­товку (от 6 до 10 минут). Подготовившись, команды по очереди предлагают свои варианты классификации. Не­корректные и повторяющиеся варианты снимаются. Команда, не сумевшая в очередной раз предложить новый вариант классификации, выходит из игры. Побеж­дает команда, ответившая последней.

Классифицировать можно самые разные множества: буквы алфавита, орфографические и пунктуационные правила, части речи, ошибки в диктанте, любой тем или иным способом выбранный список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, меся­цы и дни недели и многое, многое другое. Важно, чтобы множество было всем известно и четко ограничено.

Если игра вызывает большие затруднения, варианты ответов быстро иссякают, часто приводятся некорректные классификации и ребятам сложно объяснить, в чем ошибка, это свидетельствует о слабом развитии аналити­ческого мышления, прежде всего, навыка противопостав­ления. Такому классу теоретическая часть программы по русскому языку (да и по другим предметам) будет да­ваться с огромным трудом, поэтому лучше не пожалеть времени и еще в V—VI классах с помощью различных аналитических игр компенсировать отставание. И в по­следующие годы то, как ребята справляются с игрой «Классификация», может служить хорошим индикато­ром уровня развития их логического мышления.

Варианты.

По уровню развития дети в классе обыч­но очень разные, и при командной форме игры сильные оттесняют слабых, желая добиться победы для своей команды. В небольшой группе ребят можно попробовать провести личное первенство, когда каждый предлагает свой вариант по кругу. Удачным моментом для этого могут быть дополнительные занятия с отстающими или классный вечер, когда играть захочет только часть ре­бят. Можно показать игру родителям слабых ребят и предложить играть в кругу семьи.

Цели. Игра позволяет познакомиться с важнейшими логическими понятиями и категориями, такими, как мно­жество, элемент множества, противопоставление, основа­ние классификации. В школьной программе не нашлось времени для обсуждения этих понятий, а ведь использу­ются они в скрытом и явном виде очень активно. Меж­ду тем в основе многих наиболее распространенных оши­бок (например, смешивания частей речи и членов пред­ложения) лежит незнание логических принципов постро­ения классификации.

Игра развивает логическое мышление, стимулирует изобретательность, поиск неожиданных решений.

Категория: УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (07.12.2016)
Просмотров: 1635 | Теги: игры на уроках русского яз, игровые технологии на уроках русско, языковые игры, обучающие игры на уроках русского, ФГОС второго поколения, лингвистиче | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0