Игра
предназначена в первую очередь для старшеклассников. Время желательно не
ограничивать, в среднем уходит около 20—30 минут. Ведущий начинает игру,
объясняя условия, а затем может играть вместе со всеми.
Ход игры
Ведущий
объявляет правила игры: кто-то выходит за дверь, остальные загадывают
какую-нибудь аббревиатуру, вроде МГУ — Московский государственный университет.
Затем игрок возвращается, ему называют аббревиатуру, и его задача — разгадать,
какое сочетание слов за ней стоит. Он имеет право задавать остальным вопросы,
но только такие, на которые можно ответить «да» или «нет». После этого
введения игра начинается. Одного или двоих играющих просят выйти из помещения.
И тут ведущий предлагает загадать такую аббревиатуру: ЧОП — человек,
ответивший последним. Ведущий должен убедиться, что все хорошо поняли специфику
аббревиатуры: каждый отвечающий под ЧОПом будет подразумевать того, кто отвечал
перед ним. Затем зовут игроков из-за двери, и они начинают опрос. Обычно
довольно быстро выясняется, что ЧОП — это человек, и он находится среди
присутствующих. Вот тут-то начинается самое интересное. ЧОП оказывается то
девочкой, то мальчиком, то блондином, то брюнетом, сидит то у окна, то в углу.
Рано или поздно ответ находится. Отгадавший переживает буквально потрясение,
все остальные очень за него рады. Проигравших нет, и, конечно, главному герою
стоит оказать особые почести. Его задача не из легких, поэтому учителю лучше
самому выбрать игрока на ту роль, прислушавшись к своему опыту и интуиции. Цели
отгадчик растеряется и сникнет, игра может быть испорчена.
Как легко
догадаться, сыграть в эту игру в одной и той же группе дважды невозможно, разве
только появится «новенький». Впрочем, использовать эту возможность можно
только в том случае, если есть уверенность, что новичок не обидится. При
повторной игре можно использовать другую аббревиатуру подобного типа: МПС —
мой правый сосед.
Цели. Ценность этой игры прежде всего в том,
какое действие она производит на ребят. Хотя решает задачу кто-то один, игра в
каком-то смысле меняет мышление всех игроков. Ребята получают бесценный опыт
решения задачи путем расширения сферы поиска правильного ответа, рассмотрения
проблемы с принципиально новой точки зрения. Такие решения называют «перпендикулярными»,
и способность принимать их — одна из важнейших черт людей самостоятельных и
незаурядных.
Игра поможет
лучше понять омонимию разных уровней (прежде всего, функциональную, когда
одинаковые по форме языковые единицы приобретают разное значение в зависимости
от контекста), а также сущность такого языкового явления, как местоименные
слова.
Игра
укрепляет веру подростков в возможности разума, демонстрирует важность
последовательного поиска нужного решения.
|