Игра предназначена для детей младшего школьного возраста
и пятиклассников, но иногда может быть полезна даже выпускникам, не освоившим
или забывшим правила работы с проверяемыми гласными и согласными.
Продолжительность игры зависит от числа играющих, но минимум 15 минут на игру
уйдет. Понадобятся ручки и бумага. Детям младшего школьного возраста лучше
играть с ведущим.
Ход игры
Задача играющих — найти за отведенное время как можно
больше проверочных слов к заданному слову, например: кто за 5 минут найдет и
запишет больше проверок к слову
ломать? Ребята работают самостоятельно или в маленькой команде.
Когда отведенное время истекло, списки проверок читаются
вслух. Выигрывает тот, у кого оказалось больше правильных проверок.
Обратный вариант игры: кто за 5 минут больше придумает
слов, для которых может быть проверочным слово дом? Далее все так же, как и в первом
варианте.
Варианты.
Очень полезный вариант: поиск типовых проверок. Если ребята раньше не были
знакомы с этим понятием, можно объяснить его перед игрой.
Типовые проверки — это удобные проверки, которые подходят
сразу ко многим словам, а то и ко всем словам определенного грамматического
класса. Например, очень часто существительное в единственном числе удобно
проверить существительным множественного: вода — воды или сказка — сказок, а глагол часто можно проверить формой
другого вида: вставать — встать.
В игре с типовыми проверками играющие должны за
отведенное время привести как можно больше пар «проверяемое слово —
проверочное слово» заданного типа. Например:
вода — воды, река — реки, нога — ноги; сказка — сказок,
маска — масок, пробка — пробок; вставать — встать, давать — дать, бросать — бросить.
Выигрывает тот, у кого будет больше пар, относящихся к
заданному типу проверок.
Можно играть и по командам, только они не должны быть
большими (7—8 человек). При командном варианте лучше принять более строгие
правила и начислять штрафное очко за каждую неправильную проверку. Иначе в
азарте ребята будут предлагать все, что придет в голову, и пользы от игры не
будет.
Цели.
Главная цель — закрепить навык работы с проверочными словами и увеличить запас
проверок, находящихся в активной памяти ребят. Особенно полезна процедура
проверки списков, отбраковки неподходящих проверочных слов.
Кроме этого, игра увеличивает словарный запас, приучает
к быстрой сосредоточенной работе.
|