Играть могут
ребята с 12 лет. Количество играющих в пределах 20 человек; если класс
большой, можно разделить его пополам. Играющим понадобятся ручки и длинные
узкие листки бумаги. Все должны сидеть так, чтобы иметь возможность очень
быстро и без путаницы передавать листки по кругу. Ведущий обязателен, и ему
понадобятся часы с секундной стрелкой или секундомер. Время игры зависит от
количества играющих.
Ход игры
После того
как игроки сформировали круг, каждый уяснил, кому он будет передавать листок и
от кого получит, все приготовили листки бумаги и ручки, ведущий дает сигнал к
началу игры. По сигналу каждый пишет вверху своего листка любое слово — существительное
и быстро передает листок соседу по кругу. Затем каждый читает полученное слово
и быстро пишет ниже первое пришедшее в голову слово, на которое его натолкнуло
прочитанное. После этого он заворачивает край листка так, чтобы было видно
только последнее написанное слово и по следующему сигналу ведущего передает
листок дальше. Так повторяется до тех пор, пока на каждом листке не появится
скрытая от играющих цепочка из 15—20 слов, то есть записки пройдут один или два
полных круга.
Важно, чтобы
игра проходила в очень быстром темпе, ведущий с помощью секундомера или просто,
считая вслух, следит, чтобы записка находилась у одного игрока не более пяти
секунд, все должны писать первое, что приходит в голову, а не перебирать
варианты. Успех игры зависит прежде всего от хорошей организации — если не все
выполняют команды ведущего или хотя бы один человек неправильно передает
записки, ход игры будет нарушен.
В конце игры
записки со словами разворачивают и читают вслух, часто под общий хохот,
настолько неожиданны бывают порой ассоциативные цепочки. Все вместе выбирают
наиболее удачные цепочки. Если игра прошла хорошо, в выигрыше оказываются все.
Варианты.
Можно всем
начать составлять цепочки ассоциаций с одного и того же слова. Тогда интересно
проследить, как по-разному выстраиваются цепочки, иногда далеко расходясь по
смыслу, иногда повторяя друг друга «шаг в шаг».
Игру можно
продолжить, предложив каждому составить по цепочке, оказавшейся у него в конце
игры, связный рассказ.
Цели. Игра строится на том, что цепочки
составляются в режиме свободных ассоциаций, без рефлексии. Поэтому очень
важно чтение и обсуждение получившихся цепочек. Можно проследить, какие
метонимические и метафорические ходы лежали в основе ассоциаций, отметить
самые неожиданные и самые типичные повторяющиеся ассоциации. Стоит отмечать
случаи, когда цепочка делает «петлю», то есть уже использованное в цепочке
слово вновь возникает в ней, появившись в результате иной ассоциативной связи.
Цепочки
ассоциаций могут быть и своеобразным психологическим портретом класса. У
старшеклассников чаще возникают ассоциации «от обратного», типа смех — слези, что, по мнению психологов, говорит о
невротичности, тревожности ребят. Меньше становится с возрастом и
метонимических ассоциаций (а ведь цепочка шестиклассников практически вся
метонимическая!), видимо, ребята начинают воспринимать мир как сложный, неоднозначный,
полный скрытых связей.
Первая
ассоциативная цепочка составлена шестиклассниками, вторая — старшеклассниками.
Перемена —
скоро — Новый год — подарок — компьютер — игра — шахматы — чемпион — медаль —
орден — война — пальба — фейерверк — Новый год — Дед Мороз — Санта Клаус —
олени — север — зима.
Стол — обед
— бабушка — дедушка — борода — анекдот — смех — слезы — обида — ссора — ДРУГ —
разговор — дело — бизнес — деньги — время — пространство — горизонт — мечта —
сон — вечер — сказка.
|