Аналитические игры развивают способность самостоятельно
анализировать факты и закономерности, подмечать общее и различное, учат
рассуждать логически.
Использование аналитического подхода в этих играх
отличается от механического «раскладывания по полочкам», которое в школе
обычно называют анализом. Аналитические игры не требуют от ребенка действовать
по образцу, а предлагают ему самостоятельно найти метод анализа и проверить
его эффективность.
Они воссоздают в миниатюре ситуацию научного открытия,
когда требуется не только беспристрастный логический анализ, но и интуитивное
видение ответа, прозрение, которое приходит в момент творческого подъема и
позволяет в один миг сконцентрировать опыт предшествующего долгого пути
познания. Самые простые задания, предлагаемые в этих играх, можно быстро
решить с помощью одной только логики — для решения остальных нужны
ассоциативное мышление, интуиция, способность мыслить раскованно, видеть неожиданные
связи между явлениями.
Способность к такому мышлению может развиваться. После
нескольких игр ребенок, мыслящий очень зажато, ограниченно, вдруг удивит всех,
составив оригинальную задачку. А это особенно важно для детей примерных и
благополучных: часто именно они панически боятся всего нестандартного, не
такого, «как мы проходили».
Когда играешь в подобные игры с группой детей, непременно
находятся два-три человека, которые поражают своей способностью просто
«видеть» ответ. Складывается впечатление, что они вообще его не обдумывают —
сразу знают, что имелось в виду. Часто это даже не самые лучшие ученики, иногда
и вообще записные бездельники. Может быть, успех в аналитических играх поможет
и учителю, и ребятам посмотреть на себя по-новому.
Конечно,
вкус к: более красивым, оригинальным задачкам появляется не
сразу. Требуется время, чтобы дети по нескольку раз проиграли все стереотипные,
очевидные варианты и сами начали стремиться к более сложному и интересному.
Важно, чтобы ребята понимали два основных требования к
аналитическому мышлению: оно должно быть, с одной стороны, свободным,
«незашоренным», с другой — корректным, строго дисциплинированным. Мысль о том,
что дисциплина мышления и его свобода не противоречат друг другу, а, наоборот, неразрывно
связаны, наверняка будет для ребят совершенно неожиданной, их школьная
практика, к
сожалению, чаще
свидетельствует о другом: все правильное скучно, все интересное неправильно.
Сначала они легко пренебрегают корректностью своих построений. Хорошо, если
постепенно ребята на собственном игровом опыте убедятся, что по-настоящему хорошо получается
только то, что и
правильно, и интересно.
|