Возраст играющих в принц те любой, но больше игра
подойдет подросткам. Количество участников 5—15 человек, класс мoжнo разделить на группы. Игра проходит по кругу, то есть каждый участник должен знать,
после кого он вступает. Для детей младшего школьного возраста желателен
ведущий.
Ход игры
Выбирается какой-нибудь предмет, например стакан. Игроки
по очереди отвечают на вопрос: как его можно применить. Повторяться нельзя.
Тот, кто не смог ответить или повторился, выходит из игры, побеждает
оставшийся последним. Разумеется, в первом круге используются варианты: «можно
пить», «можно поставить цветы», потом приходится изобретать что-то вроде
«ловить тараканов» или «сбивать с деревьев яблоки». Применение предмета не
обязательно должно быть разумным с точки зрения здравого смысла, важно, чтобы
действие было в принципе возможным.
Стоит оговорить с ребятами, будут ли считаться повторами
однотипные варианты («налить воду» и «налить чай») и обсудить критерии
однотипности. Другой интересный вопрос: можно ли назвать применением такие
метаприменения, как «о стакане можно поговорить», «про стакан можно поиграть в
игру «Применение» (кстати, если метаответы возникают, это говорит о довольно
высоком уровне критичности мышления, способности целостно, объемно
воспринимать ситуацию). Обсуждение лучше провести после одной-двух пробных игр,
чтобы ребята успели освоить правила игры.
Надо иметь в виду, что эта игра вряд ли подходит для
многократного проведения, поскольку однотипные применения, такие, как «хранить
в этом что-либо» или «бросать этим во что-либо», становятся универсальными, кочующими
из тура в тур. Замеченный ребятами феномен повтора однотипных применений можно
использовать для разговора о семантических группах глагола и о том, как те или
иные свойства и признаки предмета диктуют возможные способы манипулирования им.
Варианты.
Можно усложнить игру, задавая не один, а два предмета,
которые обязательно нужно использовать вместе, в одном действии, причем,
естественно, предметы придумывать максимально несходные. Как, например,
применить вместе лужу во дворе и калькулятор, ботинок и табачный дым? Этот
вариант усложнения позволяет сыграть
в игру еще несколько раз.
Цели.
Игра развивает воображение, смекалку, раскрепощает мысль, заставляет
посмотреть на вещи свежим взглядом. Она наглядно демонстрирует разницу между
противопоставлениями «это возможно сделать — это невозможно сделать» и «так
обычно делают — так обычно не делают». Даже сыгранная несколько раз, она производит
огромное впечатление на ребят и дает опыт нахождения неожиданных решений.
Игра не имеет прямого отношения к языку, но может быть
очень полезна при объяснении таких тем, как прямое и переносное значение
слова, употребление слова одной части речи в функции другой части речи,
омонимии самого разного толка. Ребятам после этой игры легко понять, что любую
единицу языка обычно мы употребляем в ее основном значении, но в принципе
можем использовать и в других.
|