Количество играющих любое, возраст — начиная с 11 — 12
лет. Ведущий заранее готовит к игре описание ситуации.
Ход игры
Ведущий
предлагает играющим заранее подготовленное описание некой ситуации, которая
обычно выглядит довольно загадочно. Например: Каждый день мои
сосед с тринадцатого этажа выходит из своей квартиры, садится в лифт,
спускается и идет на работу. Вечером, возвращаясь с работы, он тоже садится в
лифт, но доезжает только до шестого этажа, потом выходит из лифта и идет пешком
по лестнице на свои тринадцатый этаж. И так каждый день. Почему он так
поступает? Выслушав описание
ситуации, играющие задают вопросы, но только такие, на которые ведущий может
ответить «да» или «нет» (иногда допустим ответ «не имеет значения»). Задача
играющих — разгадать ситуацию, то есть объяснить все странное и непонятное в
рассказе ведущего. В данном случае ответ таков: Мой сосед — карлик, и в лифте он может достать только
до кнопки шестого этажа.
Сначала ситуации разгадываются подолгу и с большим
трудом, но постепенно ребята вырабатывают тактику решения, их вопросы
становятся более эффективными и они быстро приближаются к цели. Если дело продвигается
плохо, предложите им для разминки знаменитую задачу о шахматном короле: На одной из клеток шахматного поля
стоит король. За какое наименьшее количество вопросов можно выяснить, на какой
именно клетке находится король, если отвечать на вопросы можно только «да» или
«нет»! Можно для наглядности нарисовать на доске поле размером 8
у 8 клеток. После недолгого обсуждения ребята обычно находят правильное
решение: достаточно всего шести вопросов. Первый: Король стоит на верхней половине поля?
Второй: Король стоит на правой
половине поля? Третий и четвертый вопросы аналогично выясняют
положение короля на четверти поля, пятый и шестой — на одной восьмой части
поля, устанавливая таким образом точное местоположение короля. Любой вопрос
можно заменить на вопрос: Король
стоит на белой клетке? Решение будет более наглядным, если
изобразить его на доске.
Задача о короле помогает ребятам понять преимущество
систематического поиска перед угадыванием, учит оценивать эффективность
вопроса.
Шаг
четвертый: исключается еще одна шестнадцатая часть поля
Шаг
пятый: исключается еще одна тридцать вторая часть поля
Шаг
шестой: выясняется точное местоположение короля
Удачную ситуацию не так-то легко придумать. Любопытно,
что по сложившейся традиции ситуации часто строятся на гибели одного из героев.
Почему — сложно сказать, таков уж закон жанра, ведь игра в «ситуации» во многом
похожа на детективное расследование.
Варианты.
Для игроков со стажем может быть хорош вариант, когда
играющие делятся на команды и вопросы задаются командами строго по очереди.
Выигрывает та команда, которая разгадает ситуацию первой. В другом варианте
команды не знают вопросов друг друга и ответов ведущего. Можно, например,
задавать вопросы письменно или спрашивать очень тихо (лучше при этом иметь
нескольких ведущих). В этом случае ведется подсчет вопросов и побеждает
команда, сумевшая найти ответ, задав меньшее количество вопросов. При этом команда
должна иметь возможность посовещаться и сообща принять решение о следующем
вопросе. Конечно, это требует больше времени, зато предотвращает конфликты и
обиды.
В последующих играх темп можно увеличить: пусть вопросы
задают все члены команды по очереди. Ответственность задающего вопрос при этом
резко возрастает, и переходить на такой вариант игры можно только при спокойных,
доброжелательных отношениях между ребятами.
Со временем ребята смогут перейти к такому варианту
игры, когда команды сами придумывают ситуации и задают их друг другу.
Цели. Игра развивает логическое мышление, учит двигаться
к истине кратчайшим, хотя и неочевидным путем, формирует понимание ценности
информации, навык анализа и обобщения большого количества разнородных
сведений.
При командном варианте, когда каждый вопрос на счету и
требования к эффективности вопросов повышаются, развивается умение слушать
другого человека, полно и точно воспринимать сообщаемую им информацию и
осмыслять ее.
Здесь приведены описания ситуаций для разгадывания (в
скобках даны ответы).
В пустыне находят останки людей. Это скелеты мужчины и
молодой женщины. После упорных поисков неподалеку в песке удается найти
золотой перстень. (Археологи нашли древнее захоронение, которое было
разграблено много лет назад.)
Ромео вошел в комнату и замер в ужасе. Джульетта лежала
на полу мертвая, вся в воде и осколках стекла. Что случилось с Джульеттой?
(Джульетта была любимой аквариумной рыбкой Ромео. Аквариум упал и разбился,
рыбка погибла без воды.)
Человек приходит домой уставший и ложится спать.
Несколько часов он ворочается без сна, затем берет телефон, набирает номер,
слышит на другом конце провода «Алло!», не говоря ни слова, кладет трубку и с
облегчением засыпает. (Человеку мешал заснуть громкий храп за стеной, он набрал
номер соседа, разбудил его и смог заснуть.)
На улице города найдено тело мертвого человека, он был
без одежды. В руке у него была зажата спичка. (Воздухоплаватели на воздушном
шаре попали в аварию. Шар стал падать. Сбросив все, что могли, в том числе
одежду, они решили, что один из них должен выпрыгнуть, чтобы дать второму шанс
спастись. Жребий тянули на спичках. Вытянувший целую спичку прыгнул вниз).
|