В этом
разделе приводятся описания игр, привлекающих внимание ребят к смысловому
строению текста, сложным связям между текстом и контекстом, прямым и
переносным значениями языковых единиц. Игры этого типа развивают способность к
глубокой и раз посторонней интерпретации текстов и высказывании, к возможно
более исчерпывающему пониманию предоставленной информации.
Задача в
играх может быть сформулирована прямо: понять текст, восстановить недостающие
звенья, а может быть обратной: создать контекст. который будет соответствовать
определенным условиям. Для того чтобы эффективно использовать контекстные игры,
лучше предлагать ребятам задачи обоих типов.
Стиль
предлагаемых игр и их вариантов тоже совершенно разный: от вдумчивой неспешной
индивидуальной работы до шумных азартных соревновании. Для всех вариантов
особую ценность будет иметь разговор об игре. ее особенностях, о том, почему
так трудно выполнить те или иные условия, какие языковые. речевые или даже
психологические закономерности за этим кроются.
Контекстные
игры помогут компенсировать один из самых серьезных пробелов в сегодняшнем
обучении родному языку: отсутствие работы с текстом. Любое количество
теоретических сведении будет лежать мертвым грузом, если у ребят нет отношения
к тексту как к живому воплощению системы языка, нет опыта наблюдения за
текстом, за проявлением в нем всех сложных и разнообразных языковых
закономерностей. Поэтому не стоит жалеть времени на контекстные игры, главный
герой которых — текст, исследуемый или создаваемый ребятами.
|