|
В категории материалов: 131 Показано материалов: 31-60 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Загрузкам ·
Просмотрам
Мережковский, как и Розанов, считает материю Лермонтова высшей, не нашей, не земной. В мистическом толковании этой материи
он, в отличие от философа, не ограничивается общими определениями, а
представляет в подробностях свой взгляд и, как ему наверное казалось, с
доказательствами, чему служат и легенды, и стихи Лермонтова, и
воспоминания о нём. |
Вольная прихотливая жизнь в Тарханах —
домашний уют шумной Москвы — чопорная, продуваемая ветром «прихожая»
Петербурга… Императорский университет, где его, после двух лет
московского студенчества, снова хотели записать в неоперённые новички и
заставить четыре года учиться схоластической премудрости… |
В том сентябрьском, 1832 года, письме из
Петербурга к Марии Лопухиной, куда вписан ныне всем известный «Парус» —
романтический, чистый и точный образ его одинокой души, принявшей вызов
судьбы, — Лермонтов написал в постскриптуме... |
Любовь, способность любить — это самый
загадочный дар жизни, и какие бы объяснения ему ни находили, он остаётся
до конца неуловимым, неизъяснённым. |
Лермонтов, как сказано, был далеко
не красив собою и в первой юности даже неуклюж. Он очень хорошо знал это
и знал, что наружность много значит при впечатлении, делаемом на женщин
в обществе. С его чрезмерным самолюбием, с его желанием везде и во всём
первенствовать и быть замеченным... |
Но вернёмся в начало 1830-х годов, когда
юноша Лермонтов, незаметно для всех, мужает и складывается как поэт и
как человек. Не доверяя почти никому из окружающих своего творчества,
веря и не веря в свой талант, ведомый глубокой интуицией и прихотливой
творческой волей, он к восемнадцати годам тем не менее утверждается в
самом себе. |
Подражание, отголоски… что ж в этом особенного, тем более на первых порах! |
Это будто прощание с юностью, с
огненным многописанием стихов, с глубоким погружением в собственную
душу, с беспощадными думами о жизни. Поиск самого себя, мучительное
самоопределение, испытание сил… эта непомерная внутренняя работа, втайне
от всех, не заметная никому. |
14 ноября 1832 года командир Школы
гвардейских подпрапорщиков генерал-майор барон Шлиппенбах издал приказ,
согласно которому «Михайло Лермонтов», в ряду других «недорослей из
дворян», был зачислен вольноопределяющимся унтер-офицером в гусарский
полк. |
Сквозь бесшабашную прозу школьной жизни не
пробивалась лирика: за два года, 1833-й и 1834-й, написаны всего три
«серьёзных» стихотворения, да и то одно из них — полушутливая «Юнкерская
молитва». А что возникло, не то чтобы списано с жизни, но явный её отзвук. |
Прозу Лермонтов начал писать как раз
тогда, когда завершалось его стихотворное юношество, — в 1832 году. К
тому времени он сочинил уже немало повествований в стихах, так что этот
переход был вполне естественным. |
Нравственно Мишель в школе
переменился не менее как и физически, следы домашнего воспитания и
женского общества исчезли; в то время в школе царствовал дух какого-то
разгула, кутежа, бомблишерства; по счастию, Мишель поступил туда не
ранее девятнадцати лет и пробыл там не более двух; по выписке в офицеры
всё это пропало, как с гуся вода. Молодость должна перебеситься, говорят
французы. |
18 декабря 1833 года в Зимнем дворце он
принял присягу «по клятвенному обещанию» на верность самодержцу
всероссийскому Николаю Павловичу: нелицемерно ему служить и во всём
повиноваться, «не щадя живота своего, до последней капли крови». |
В письме к Марии Лопухиной от 23 декабря
1834 года есть несколько слов о встрече в Царском Селе с её младшим
братом Алексеем, о радости свидания («хохотали как сумасшедшие — Бог
знает отчего!»): Лермонтов, после «двух страшных лет» в юнкерской школе,
словно бы вновь ощутил былое — тёплое, любимое, родное, домашнее, что он любил и чему остался верен. |
Не заметный никому, прихотливый, вольный,
согласный только лишь тайным изменениям души — и больше ничему на свете,
совершался в Лермонтове переход к новому творческому состоянию, весьма и
весьма отличному от поэтических грёз юности. |
Как русский… сильно, пламенно и нежно… На чистом и светлом взлёте духа вырываются такие слова! Это — из неразгласимого, из самых сокровенных глубин, где родниковой незамутнённости и свежести чувство. |
Критик В. Т. Плаксин преподавал в
юнкерской школе русский язык и литературу. По его заданию, целью
которого было выявить способности к описанию, Лермонтов и сочинил
«Панораму Москвы». |
Лермонтовские «пиесы» годов лирического молчания действительно далеки от «модной неистовой любви». Его больше заботит другое… |
К двадцати одному году Лермонтов был уже
весьма опытным писателем: автор множества стихов и поэм,
драматургических произведений, прозы. Однако ничего своего он печатать
не хотел; лишь небольшая поэма «Хаджи Абрек» появилась в 1835 году в
журнале, да и то без его ведома. |
Евгений Арбенин — плоть от плоти и кровь от крови большого света,
но сам он пресытился его пороками и отвратился от них, желая спастись в
любви к непорочной чистой девушке. |
Писатель А. Н. Муравьёв помнил Лермонтова
ещё юнкером и корнетом. «Часто читал мне молодой гусар свои стихи, в
которых отзывались пылкие страсти юношеского возраста, и я говорил ему:
„Отчего не изберёт более высокого предмета для столь блистательного
таланта?" |
Сергей Дурылин считал, что своеобразие
«Маскарада» состоит в том, что Лермонтов не захотел изъять своего героя
из круговорота жизни. «Если своих прежних героев Лермонтов высоко
возносил над жизнью, как Демона „над вершинами Кавказа", то Арбенина он
никуда не возносит и не отъединяет от тех, кем он окружён». |
В эти же годы, когда лирика не писалась,
развязались и его юношеские любовные узлы, — впрочем, только первый
развязался сам по себе, второй же был разрублен. |
Больше полугода бабушка была
разлучена с внуком, — впервые в жизни!.. — и вот они снова вместе в
родовом доме. Через четверть века с лишним — после новогодней трагедии,
унёсшей мужа, Елизавете Алексеевне чудится в норове и повадках внука её
покойный супруг. |
Сюжет пьесы — соперничество двух братьев
из-за любимой женщины — был отнюдь не нов для драматургии, он встречался
у Шиллера, у Клингера, творчество которых было хорошо знакомо
Лермонтову. |
Огонь жёг его душу; пламя рвалось,
обвивало её, металось до неба — но душа не сгорала. И слёзы горели как
частицы огня, они были горючими. Небо пылало ледяным пожаром, мириадами
колких, жгучих — алым, лазурным, голубым, зелёным — переливающихся
звёзд. |
24 февраля 1836 года Лермонтов приехал в
Москву; на следующий день побывал на вечере в Российском благородном
собрании, а через две недели вернулся в Петербург, в Царское Село и был
уже, как значилось в военных документах, «налицо в полку». |
Пушкин — его имя — мелькает в добродушной, озорной поэме «Монго» (1836)… |
Воспоминания Владимира Бурнашёва написаны в
1872 году — через тридцать с лишним лет после гибели Лермонтова и
событий 1836–1837 годов. П. А. Висковатый принимал эти мемуары без
оговорок; кто-то из исследователей считал их сомнительными, кто-то
вообще исключал из материалов к биографии. |
Сокурсник Лермонтова по Московскому
университету А. М. Миклашевский вспоминал, как на лекции по русской
словесности «заслуженный профессор Мерзляков», сам поэт, «древний
классик», разбирая только что вышедшие стихи Пушкина «Буря мглою небо
кроет…», критиковал их, «находя все уподобления невозможными,
неестественными», — и как всё это бесило пятнадцатилетнего Лермонтова. |
| |