|
В категории материалов: 131 Показано материалов: 61-90 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Загрузкам ·
Просмотрам
«Смерть Поэта» — далеко не самое лучшее и
совершенное стихотворение Лермонтова, но, безусловно, самое знаменитое и
самое значимое для его судьбы. Собственно, оно определило судьбу
Лермонтова — резко и бесповоротно. Вернее сказать, сам поэт — раз и
навсегда — изменил свою жизнь этими стихами. |
Противостояние Лермонтова Пушкину, о чём
писал Георгий Адамович, если чем и можно объяснить, так только
равновеликостью фигур, или, быть может, вернее сказать, огненных звёзд в
космосе поэзии: у каждой своя область притяжения — и лететь им в
небесах, в своём великом соседстве. |
Святослав Афанасьевич Раевский был на
шесть лет старше Лермонтова и приходился ему земляком по Пензенской
губернии, где у него в селе Раевка располагалось родовое имение. Более
того, будучи крестником Елизаветы Алексеевны, он сызмалу был нечужим
человеком для Арсеньевой и её внука. |
Бабушка поэта пришла в отчаяние, узнав про
обыск на квартире внука в Царском Селе; потом пришли ворошить его
бумаги и в её петербургский дом. Давно уже она уговаривала своего Мишыньку
не писать необдуманных стихов и даже смешных карикатур ни на кого не
рисовать, он и обещался ей, да вот только ничего не мог с собой
поделать… |
Большой огонь обновляет душу. Всё сорное, суетное, случайное, лишнее — сметается им, выжигается напрочь. При всех фактических и художественных издержках «Смерть Поэта» — по дыханию, по напору пламени — явление большого огня. |
В «Описи имения», оставшегося после
убитого на дуэли Тенгинского пехотного полка «поручика Лермантова», что
была «учинена июля 17 дня 1841 года», первые пять вещей таковы... |
Цари, надо отдать им должное, заботливо
пасли своё беспокойное стадо, и уж тем более поэтов. Уколет кого-нибудь
из столпов общества дерзкой эпиграммой, позволит себе нечто сомнительное
для охранки в частном письме, занесётся в своих порывах на двуглавого
орла — живо его на свежий воздух. |
Лев Толстой однажды назвал «Бородино» зерном «Войны и мира». Поразительное признание… тем более
что сделано тем, кто в литературе не признавал никаких авторитетов и
ничьих влияний. |
Итак, Лермонтов впервые предстал в
«Бородине» перед читающей публикой — и сразу как поэт народный, как
русский патриот и как поэт-воин, глубоко понимающий, что такое
Отечественная война и что такое служение родине. Это было его желание,
его сознательный выбор. |
Эти стихи, как и другие, — лирические,
Лермонтов и не думает предлагать в журналы. Оставляет для себя. А в
печать отдаёт «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова», и она выходит в конце апреля 1838 года, за
подписью «-въ», в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду"». |
Словно предчувствуя свой недолгий путь — теперь уже на виду у всех, Лермонтов обозначил для читателя — и для себя самого, что он по-настоящему любит и ценит: героев, богатырей, которые не созерцают, но действуют. |
По воспоминаниям сослуживцев, которые
запечатлел впоследствии военный писатель Юлиан Елец, Лермонтов
промелькнул в истории лейб-гвардии Гродненского гусарского полка светлым
метеором. |
"Тамбовская казначейша" появилась в журнале «Современник» в июле 1838 года. |
Одна родственница, давно знавшая
Лермонтова, увидев его вновь в Петербурге, сказала, что он стал тише и
гораздо солиднее. Однако в конце сентября 1838 года поэт в очередной раз
угодил на гауптвахту. |
Если поэма о казначейше заканчивается
словами: «И вот конец печальной были…», то знаменитое стихотворение
«Дума» (1838) начинается строкой... |
На что же по-настоящему откликнулась его душа, когда тщеславие опьянялось успехами в ранее недоступном большом свете, а ум грустил, сознавая тщету этого минутного успеха, и дух томился от всей этой новой пустоты? |
«Люблю молодца и в татарине», — говорит русская пословица. Лермонтов любит молодца и в опричнике
(Кирибеевич), тем более в казаке («Богатырь ты будешь с виду / И казак
душой…»), а труса и предателя — ни в ком. |
Но что же это за высота, с которой смотрит Лермонтов на жизнь, и где она? |
Когда вновь и вновь перечитываешь
«Демона», ненароком, будто бы само собой появляется чувство, а потом и
уверенность, что звучат эти чудесные стихи откуда-то с вышины. |
Ранние редакции «Демона» заметно связаны с
юношескими стихами Лермонтова, особенно с теми, что посвящены Варваре
Лопухиной и где сам поэт, или его лирическое «я», выступает в образе
влюблённого Демона. |
Случайностей не бывает, и гении — лучшее доказательство. Вслед за Лермонтовым, сосланным на Кавказ после стихотворения «Смерть Поэта», туда же чудесным образом перелетел и Демон. |
Демон — отражение в поднебесье и в небесах лермонтовского духа. Этот образ рос, проявлялся и
воплощался в слове вместе с самим поэтом и, наверное, потому попросту не
мог быть законченным, как не завершается же вместе с земной жизнью
человеческая душа. |
Сохранилось одно воспоминание о том, что
сказал сам Лермонтов о «Демоне». Аким Шан-Гирей, его товарищ, друг и
помощник, был по натуре простая и добрая душа. |
Кроме слов, сказанных о «Демоне» Акиму
Шан-Гирею, Лермонтов оставил и несколько посвящений к поэме, — и в них,
хотя и смутно, запечатлелись его связанные с нею настроения. |
Совсем немного воспоминаний о Лермонтове
той поры, когда он вернулся из первой кавказской ссылки, и, как правило,
они обычные, о внешнем, о пустяках: поэт не раскрывался никому и
подлинный его облик ускользал от посторонних, даже и пытливых взглядов. |
Кто стремится узнать истинный облик
Лермонтова, не должен удовлетворяться тем немногим, что дано ему было
сказать миру. Его стихи позволяют различить его черты, но не измерить
могущество его духа... |
Недаром вскоре, почти что следом, у
Лермонтова появляются два коротких стихотворения, тончайшими нитями
связанные с его «триумвиратом»: «Думой», «Поэтом» и «Не верь себе». |
Проникновенное чувство слова ли, человека
ли, хода времён, всё это было свойственно Лермонтову от рождения и с
годами становилось только живее, тоньше, глубже и обострённее. |
В заметках 1831 года Лермонтов набросал сюжет: «Написать
записки молодого монаха семнадцати лет. С детства он в монастыре; кроме
священных книг ничего не читал. Страстная душа томится. Идеалы…»
(Заметим, что в 1831 году и самому поэту было 17 лет, — вряд ли это
случайное совпадение.) |
Сугубо светское общение не могло не
наскучить, и весьма скоро, молодым умам, ищущим сильных впечатлений и в
жизни, и в мысли. А такие люди всегда были, тем более среди
аристократов, — и мало-помалу они сошлись друг с другом. |
| |