Скудость и неопределенность биографических сведений –
обычное явление в русской литературе относительно как мелких, так и
крупных писателей. Русские читатели нередко бывают свидетелями самых
невероятных приключений, постигающих отечественную печать.
Предки Островского принадлежали к духовному сословию и
были костромичи. Писатель не забывал о своем местном происхождении и при
случае любил припомнить нравственные черты, отличающие его земляков.
Литературная деятельность Островского началась
одновременно с казенной службой. Должностные обязанности не мешали ей.
Начинающий писатель вряд ли мог с особенным усердием прилежать к
канцелярской работе.
Знакомые Островского, одинаково нужные для него,
принадлежали к двум обществам, – и связующим звеном между ними являлась
личность молодого писателя. Он не был исключительно книжным человеком,
он начал самостоятельную жизнь с практической деятельности, и это
счастливое обстоятельство благотворно отразилось на его писательских
опытах.
Во время пребывания Островского в университете в
литературе самой громкой и лестной славой было окружено имя Белинского и
обширнейшим влиянием пользовался журнал, служивший ему трибуной, –
"Отечественные записки”.
Островский очень долго работал над первой своей комедией. Банкрот
писался и исправлялся около четырех лет. Еще в 1846 году план пьесы был
совершенно готов и точно определено развитие действия, – целые годы
ушли на обработку частностей.
Комедия усердно читалась по трактирам – не
только студентами. В трактире у Чугунного моста, привлекавшего самую
разнообразную публику машиной с барабанами, единственной в то время на
всю Москву, ежедневно пьеса читалась вслух каким-то добровольцем.
Первая комедия, потребовавшая от художника
столь продолжительной работы, будто изощрила его дарование и окрылила
его. В том же 1850 году в "Москвитянине” появляется Утро молодого человека
и автор начинает работать над новой комедией, Бедная невеста.
Островский кратко и очень скромно отзывается о
важном событии в своей писательской жизни. "Мои пьесы, – пишет он, –
долго не появлялись на сцене. В бенефис Л. П. Косицкой, 14 января 1853
года, я испытал первые авторские тревоги и первый успех.
В Москве, где комедии Островского пользовались
неизменно шумным успехом, репертуаром заведовал Верстовский. Это был
человек несомненно умный и образованный, но образование его почерпнуто
было исключительно из французских источников.
Правительственная командировка литераторов для
изучения местностей России в бытовом и промышленном отношении – факт в
высшей степени замечательный в истории русского общества. Он совпал с
началом царствования Александра II и стал следствием деятельности
великого князя Константина Николаевича.
Главная цель, руководившая Островским в далекой
поездке, заключалась в желании отдохнуть. Вряд ли он чувствовал
особенный интерес к порядкам чужих краев и вряд ли мог питать намерение
изучать западную жизнь и западных людей.
Мы знаем, сколько огорчений доставили
Островскому даже люди, по-видимому, прежде всего обязанные
благодарностью великому драматическому дарованию. Артисты лучшей русской
сцены или плохо понимали произведения нового драматурга, или не желали
их понимать.
Великое просветительское и преобразовательное движение
мало отразилось на литературной деятельности Островского. В этом
отношении он стоит рядом с другим современным первостепенным художником –
с Писемским.
"Волки” мужской породы разнообразнее и опаснее. Даже "волчата” весьма часто являются истинной карой для девушек-"овец”. Еще в Бедной невесте
Островский изобразил совсем ничтожного "волчонка”.
В Москве открывали памятник великому поэту. Торжество
собрало известнейших деятелей современной русской науки и литературы. В
течение двух дней Обществом любителей российской словесности
устраивались заседания и произносились речи в честь родоначальника
русской национальной поэзии.
Одобрение государем записки Островского о
народном театре естественно завершилось практическим назначением. Во
второй половине 1885 года вопрос был решен окончательно, а еще раньше
Александр III, в первый раз встречая Островского, заявил ему...
Мы видели – творческая деятельность Островского
начала ослабевать и гаснуть уже за несколько лет до его смерти. Он сам
говорил, что нуждается в сотрудниках, намерен приняться за переводы.
Ясно, темное и жестокое упорство самодуров
неуклонно воспитывается преступным миром "властных лиц”. Но кончается ли
и здесь цепь великая? Послушайте интеллигентного и безобиднейшего
чиновника, ставшего взяточником.