Среда, 08.05.2024, 06:01


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 9 КЛАСС

А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «Бедность не порок»
25.04.2014, 18:16

Вступительное слово о драматурге опирается на краткий очерк жизни и творчества, открывающий главу об Островском в учебнике литературы для 9 класса. Сообщения учащихся конкретизируют те разделы этого слова, которые непосредственно относятся к созданию комедии «Бедность не порок». С марта 1850 года Островский стал одним из основных сотрудников журнала «Москвитянин». Вокруг драматурга начали собираться молодые люди, которые прославляли русскую песню и даже пьянство прощали как страсть русской души, не знающей меры.

Идеи «москвитян» принято считать разновидностью славянофильства, сосредоточенного вокруг идеи национальной самобытности, сохранившейся в среде крестьянства и патриархального купечества. Поэтический образ мира народной культуры и нравственности, созданный в пьесе «Бедность не порок», своим обаянием, чистотой противостоит самодурству, но недостаточно защищен от его дикости. Прекрасны, поэтичны, очень подлинны в пьесе картины святочного веселья.

Осенью 1853 года Островский читал написанную им комедию «Бедность не порок» в разных московских домах. «Успех последней моей комедии, — писал Островский, — превзошел не только ожидания, а даже мечты мои».

25 января 1854 года комедия была представлена на сцене Малого театра с Провом Садовским, которому посвящена пьеса, в роли Любима Торцова. Сам Островский определял смысл пьесы так: «чтобы иметь право направлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее», соединяя высокое с комическим, даже сатирическим. Таким является в пьесе изображение самодурства Гордея, которое разъясняется в одной из пьес так: «Самодур — это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...» (по С. Дурылину, в. Лакшину, Л. Дудко и Л. Нежурко).

Опережающие вопросы и задания

Организация предварительного чтения пьесы «Бедность не порок», подготовка выразительного чтения по лицам сцен из комедии, сообщений учащихся, а также ответы на вопросы.

1-й урок. Вступительное слово о драматурге. Значащие имена и фамилии. Чтение и анализ отдельных сцен 1-го действия. Определение композиционной роли прочитанных сцен.

2-й урок. Обзорная беседа по содержанию 1-го и 2-го действий с выразительным чтением по ролям заранее подготовленных фрагментов пьесы. В чем основной конфликт комедии? Обсуждение названия произведения и его жанра.

3-й урок. Учащиеся самостоятельно анализируют образы пьесы на основе ранее выполненных письменных работ. «Мне поручена роль...» (Как вы себе представляете данного героя и как бы вы его играли на сцене?)

Обобщающая беседа по групповым заданиям:

— 1-й ряд — «Пьесы Островского — пьесы жизни».

— 2-й ряд — «Народность драматургии Островского».

— 3-й ряд — «Островский — чародей языка». Завершающее слово учителя.

Индивидуальные предварительные задания:

— Подготовьте воспроизведение песен из комедии «Бедность не порок».

— Выразительное чтение монолога Любима Торцова из 3-го действия.

— Чтение фрагмента из стихотворения Ап. Григорьева «Искусство и правда» (от слов «И вот пришла пора другая...» до слов «Но с русской чистою душой»).

— Островский скрыто прокомментировал своих героев — дал им говорящие имена и фамилии, например Самсон Силыч Большов, Тигрий Львович Лютов. Он играл сочетаниями несоединимых качеств: Тихон Кабанов, Платон Зыбкин и т. д. Ответьте на вопросы: как вы объясняете то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому — Гордей? Какие качества людей подсказываются именами и фамилиями — Африкан Коршунов, Любовь, Гуслин, Разлюляев?

После чтения фрагментов текста пьесы уместна беседа, основу которой могут составить следующие вопросы и задания:

— Как вы думаете, почему пьеса начинается со сцены, где Егорушка рассказывает Мите о делах в доме Торцовых: ведь Митя должен знать об этом не хуже его? Каким образом драматург посвящает нас в отношения Любы и Мити?

— Как называется та часть произведения, которая знакомит нас с местом и временем действия, представляет основных героев и их взаимоотношения, но где еще нет завязки действия, не обозначился конфликт, определяющий содержание пьесы? Зачем Островский создает такую развернутую экспозицию? Что мы узнали о персонажах пьесы после 1-го действия?

— Пусть школьники озаглавят важнейшие эпизоды 2-го и 3-го действий, определив завязку, развитие, кульминацию и развязку действия комедии, например: действие 2, явление 5 («Ну-ка, тряхнем стариной!»), явление 6 («Сам приехал!»), явление 10 («Ты, дура, сама не понимаешь своего счастья»); действие 3, явление 1 («Налетел ястреб, как снег на голову...»), явление 8 («Я бы, кажется, всякую моду подражал!») и т. д.

Беседа по 2-му и 3-му действиям завершается обобщающими вопросами:

— В чем проявляется самодурство Гордея Карпыча? Чем его поведение отличается от поведения Коршунова? Кто из героев пьесы в наибольшей степени воплощает замысел автора? Почему эта не всегда веселая пьеса названа комедией? Как бы вы определили характер смеха, который вызывают Коршунов и Гордей Торцов? Почему в устах Гордея и Коршунова не звучат песни, пословицы, прибаутки?

— Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это определение? Зачем, по вашему мнению, драматург вводит в пьесу Гуслина, Анну, мальчика, Разлюляева и других персонажей, не связанных с развитием действия, с конфликтом, определяющим сюжет пьесы?

— Драма — это изображение жизни в формах самой жизни. Покажите на примерах из пьесы «Бедность не порок», как Островский изображает установившийся порядок жизни.

— Прочитайте ремарки автора к явлению 10 действия 2-го, относящиеся к Любе. Почему там повторяется глагол «кланяется»?

— Чем объяснить случайность развязки пьесы? Что, собственно, так подействовало на Гордея в монологе его брата? Не хочет ли автор показать, что торжество добра есть подчас счастливый случай в этой среде? Поведение Гордея неразумно. Согласны ли вы со словами: «Где же взять разумности, когда ее нет в самой жизни, изображаемой автором»?

Важно при анализе пьесы подчеркнуть, что Островского интересует прежде всего жизнь русского общества, русского человека. И. Тургенев видел силу таланта Островского в его близости к русской жизни: «Ни в одном из наших писателей русский дух не веет с такой силой, не играет так, как в Вас». Островский и сам это понимал. В письме Некрасову он утверждал: «Ведь мы с вами только двое настоящие народные поэты, мы только двое знаем его (народ. — Авт.), умеем любить его сердцем и чувствовать его нужды, без шаблонного западничества и без детского славянофильства».

Народность понималась Островским всегда конкретно, вместе с тем широко. Именно поэтому он так высоко ценил драму как род литературы: «Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы». Драмы пишутся не только для образованных, но для всего народа и зависят от зрителя больше, чем роман от читателя.

Замечено, что именно зритель и читатель, как и автор, и его герой Любим Торцов, с радостью смотрят на ушедший почти сказочный мир человеческого единства, воплощенный в мотиве народного праздника, и с горьким сознанием, что мир этот ушедший не устоял перед натиском новых хищнических деловых отношений.

— Кто из героев пьесы в своем духовном облике и жизненном поведении олицетворяет линию народной песни? Кого из персонажей пьесы назвали «песенной героиней»? Обоснуйте с помощью текста утверждение, что вся душа Любови «как бы пропета, прокомментирована лирическими песнями».

— С каким героем прежде всего связано авторское отношение к жизни? Почему именно пьяница Любим Торцов воплощает пробуждающееся чувство сопротивления самодурству? Почему Любим считает, что «...кабы я беден был, я бы и человек был»? Как в пьесе проявляется любовь драматурга к русским нравам и обычаям? Как выражается в ней талантливость людей из народа?

Ап. Григорьев в своих стихах приветствовал Любима Торцова как наиболее полное выражение русской души:

Любим Торцов пред ней живой

Стоит с поднятой головой,

Бурнус напялив обветшалый,

С растрепанною бородой.

Несчастный, пьяный, исхудалый,

Но с русской чистою душой.

 Метко сказано, что театр Островского — речевой театр. Следует спросить учеников, как они понимают утверждение: «Островский — чародей языка»? Часто отвечают, что у него в пьесах красивый, поэтически богатый язык. На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. А у одной из его героинь в роли всего 263 слова, нет ни одного глагола, 60 раз повторяется слово «уж». У Островского каждый персонаж говорит своим языком. Речь героев — важнейшее средство их характеристики. Предложите учащимся объяснить особенности речи тех персонажей, которых они избрали для чтения по ролям.

Справедливо отметил И. С. Тургенев речевое мастерство А. Н. Островского: «Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него... Ах, мастер, мастер этот бородач!..»

Театральный режиссер нашего времени Л. Додин обратил внимание на современность, даже злободневность драматургии Островского: «Островский — один из немногих отечественных драматургов, максимально учитывающих возможности и способности театра. К тому же наше время походит на эпоху Островского с ее грубостью, инфантилизмом и ограниченностью, со стремлением „урвать"... когда обмануть и унизить ничего не стоит».

И еще одно — главное — выделил в творчестве Островского писатель И. А. Гончаров: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: „У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться „театр Островского".

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 9 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 14046 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0