Вступительное слово о драматурге опирается на краткий
очерк жизни и творчества, открывающий главу об Островском в учебнике литературы
для 9 класса. Сообщения учащихся конкретизируют те разделы этого слова, которые
непосредственно относятся к созданию комедии «Бедность не порок». С марта 1850
года Островский стал одним из основных сотрудников журнала «Москвитянин».
Вокруг драматурга начали собираться молодые люди, которые прославляли русскую
песню и даже пьянство прощали как страсть русской души, не знающей меры.
Идеи «москвитян» принято считать разновидностью
славянофильства, сосредоточенного вокруг идеи национальной самобытности,
сохранившейся в среде крестьянства и патриархального купечества. Поэтический
образ мира народной культуры и нравственности, созданный в пьесе «Бедность не
порок», своим обаянием, чистотой противостоит самодурству, но недостаточно
защищен от его дикости. Прекрасны, поэтичны, очень подлинны в пьесе картины
святочного веселья.
Осенью 1853 года Островский читал написанную им комедию
«Бедность не порок» в разных московских домах. «Успех последней моей
комедии, — писал Островский, — превзошел не только ожидания, а даже
мечты мои».
25 января 1854 года комедия была представлена на сцене
Малого театра с Провом Садовским, которому посвящена пьеса, в роли Любима
Торцова. Сам Островский определял смысл пьесы так: «чтобы иметь право
направлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее»,
соединяя высокое с комическим, даже сатирическим. Таким является в пьесе
изображение самодурства Гордея, которое разъясняется в одной из пьес так:
«Самодур — это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть
кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все
домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...» (по
С. Дурылину, в. Лакшину, Л. Дудко и Л. Нежурко).
Опережающие
вопросы и задания
Организация предварительного чтения пьесы «Бедность не
порок», подготовка выразительного чтения по лицам сцен из комедии, сообщений
учащихся, а также ответы на вопросы.
1-й
урок. Вступительное слово о драматурге. Значащие имена и
фамилии. Чтение и анализ отдельных сцен 1-го действия. Определение
композиционной роли прочитанных сцен.
2-й
урок. Обзорная беседа по содержанию 1-го и 2-го действий с
выразительным чтением по ролям заранее подготовленных фрагментов пьесы. В чем
основной конфликт комедии? Обсуждение названия произведения и его жанра.
3-й
урок. Учащиеся самостоятельно анализируют образы пьесы на
основе ранее выполненных письменных работ. «Мне поручена роль...» (Как вы
себе представляете данного героя и как бы вы его играли на сцене?)
Обобщающая
беседа по групповым заданиям:
— 1-й ряд — «Пьесы
Островского — пьесы жизни».
— 2-й ряд — «Народность
драматургии Островского».
— 3-й ряд — «Островский —
чародей языка». Завершающее слово учителя.
Индивидуальные
предварительные задания:
— Подготовьте воспроизведение песен из комедии
«Бедность не порок».
— Выразительное чтение монолога Любима Торцова из
3-го действия.
— Чтение фрагмента из стихотворения
Ап. Григорьева «Искусство и правда» (от слов «И вот пришла пора
другая...» до слов «Но с русской чистою душой»).
— Островский скрыто прокомментировал своих
героев — дал им говорящие имена и фамилии, например Самсон Силыч Большов,
Тигрий Львович Лютов. Он играл сочетаниями несоединимых качеств: Тихон Кабанов,
Платон Зыбкин и т. д. Ответьте на вопросы: как вы объясняете то, что
одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому — Гордей? Какие
качества людей подсказываются именами и фамилиями — Африкан Коршунов,
Любовь, Гуслин, Разлюляев?
После чтения фрагментов текста пьесы уместна беседа,
основу которой могут составить следующие вопросы и задания:
— Как вы думаете, почему пьеса начинается со сцены,
где Егорушка рассказывает Мите о делах в доме Торцовых: ведь Митя должен знать
об этом не хуже его? Каким образом драматург посвящает нас в отношения Любы и
Мити?
— Как называется та часть произведения, которая
знакомит нас с местом и временем действия, представляет основных героев и их
взаимоотношения, но где еще нет завязки действия, не обозначился конфликт,
определяющий содержание пьесы? Зачем Островский создает такую развернутую
экспозицию? Что мы узнали о персонажах пьесы после 1-го действия?
— Пусть школьники озаглавят важнейшие эпизоды 2-го и
3-го действий, определив завязку, развитие, кульминацию и развязку действия
комедии, например: действие 2, явление 5 («Ну-ка, тряхнем стариной!»),
явление 6 («Сам приехал!»), явление 10 («Ты, дура, сама не понимаешь
своего счастья»); действие 3, явление 1 («Налетел ястреб, как снег на
голову...»), явление 8 («Я бы, кажется, всякую моду подражал!») и
т. д.
Беседа по 2-му и 3-му действиям завершается обобщающими
вопросами:
— В чем проявляется самодурство Гордея Карпыча? Чем
его поведение отличается от поведения Коршунова? Кто из героев пьесы в
наибольшей степени воплощает замысел автора? Почему эта не всегда веселая пьеса
названа комедией? Как бы вы определили характер смеха, который вызывают
Коршунов и Гордей Торцов? Почему в устах Гордея и Коршунова не звучат песни,
пословицы, прибаутки?
— Н. Добролюбов назвал произведения Островского
«пьесами жизни». Как вы понимаете это определение? Зачем, по вашему мнению,
драматург вводит в пьесу Гуслина, Анну, мальчика, Разлюляева и других
персонажей, не связанных с развитием действия, с конфликтом, определяющим сюжет
пьесы?
— Драма — это изображение жизни в формах самой
жизни. Покажите на примерах из пьесы «Бедность не порок», как Островский
изображает установившийся порядок жизни.
— Прочитайте ремарки автора к явлению 10 действия
2-го, относящиеся к Любе. Почему там повторяется глагол «кланяется»?
— Чем объяснить случайность развязки пьесы? Что,
собственно, так подействовало на Гордея в монологе его брата? Не хочет ли автор
показать, что торжество добра есть подчас счастливый случай в этой среде?
Поведение Гордея неразумно. Согласны ли вы со словами: «Где же взять
разумности, когда ее нет в самой жизни, изображаемой автором»?
Важно при анализе пьесы подчеркнуть, что Островского
интересует прежде всего жизнь русского общества, русского
человека. И. Тургенев видел силу таланта Островского в его близости к
русской жизни: «Ни в одном из наших писателей русский дух не веет с такой
силой, не играет так, как в Вас». Островский и сам это понимал. В письме
Некрасову он утверждал: «Ведь мы с вами только двое настоящие народные поэты,
мы только двое знаем его (народ. — Авт.), умеем
любить его сердцем и чувствовать его нужды, без шаблонного западничества и без
детского славянофильства».
Народность понималась Островским всегда конкретно, вместе
с тем широко. Именно поэтому он так высоко ценил драму как род литературы:
«Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы». Драмы
пишутся не только для образованных, но для всего народа и зависят от зрителя
больше, чем роман от читателя.
Замечено, что именно зритель и читатель, как и автор, и его
герой Любим Торцов, с радостью смотрят на ушедший почти сказочный мир
человеческого единства, воплощенный в мотиве народного праздника, и с горьким
сознанием, что мир этот ушедший не устоял перед натиском новых хищнических
деловых отношений.
— Кто из героев пьесы в своем духовном облике и
жизненном поведении олицетворяет линию народной песни? Кого из персонажей пьесы
назвали «песенной героиней»? Обоснуйте с помощью текста утверждение, что вся
душа Любови «как бы пропета, прокомментирована лирическими песнями».
— С каким героем прежде всего связано авторское
отношение к жизни? Почему именно пьяница Любим Торцов воплощает пробуждающееся
чувство сопротивления самодурству? Почему Любим считает, что «...кабы я беден
был, я бы и человек был»? Как в пьесе проявляется любовь драматурга к русским
нравам и обычаям? Как выражается в ней талантливость людей из народа?
Ап. Григорьев в своих стихах приветствовал Любима
Торцова как наиболее полное выражение русской души:
Любим Торцов пред ней живой
Стоит с поднятой головой,
Бурнус напялив обветшалый,
С растрепанною бородой.
Несчастный, пьяный, исхудалый,
Но с русской чистою душой.
|
Метко сказано, что театр Островского — речевой
театр. Следует спросить учеников, как они понимают утверждение:
«Островский — чародей языка»? Часто отвечают, что у него в пьесах
красивый, поэтически богатый язык. На самом деле у Островского поэтически
говорит тот, кто в душе поэт. А у одной из его героинь в роли всего
263 слова, нет ни одного глагола, 60 раз повторяется слово «уж». У Островского
каждый персонаж говорит своим языком. Речь героев — важнейшее средство их
характеристики. Предложите учащимся объяснить особенности речи тех персонажей,
которых они избрали для чтения по ролям.
Справедливо отметил И. С. Тургенев речевое
мастерство А. Н. Островского: «Эдаким славным, вкусным, чистым
русским языком никто не писал до него... Ах, мастер, мастер этот бородач!..»
Театральный режиссер нашего времени Л. Додин обратил
внимание на современность, даже злободневность драматургии Островского:
«Островский — один из немногих отечественных драматургов, максимально
учитывающих возможности и способности театра. К тому же наше время походит на
эпоху Островского с ее грубостью, инфантилизмом и ограниченностью, со
стремлением „урвать"... когда обмануть и унизить ничего не стоит».
И еще одно — главное — выделил в
творчестве Островского писатель И. А. Гончаров: «Вы один достроили
здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов,
Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: „У нас есть
свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться
„театр Островского".
|