С произведениями Толстого учащиеся встречались не
раз, поэтому основные вехи жизненного и творческого пути писателя им известны.
Чтение «Детства» и «Отрочества» познакомило школьников с ранним периодом
биографии, с семьей Толстого, с особенностями эпохи. «Кавказский пленник»
представил молодого Льва Николаевича в начале 50-х годов, с более поздним
временем связано изучение отрывка «Петя Ростов» и рассказа «После бала».
Поэтому есть смысл начать тему с обзора первых повестей автобиографической
трилогии, уделив особое внимание во вступительном слове о писателе периоду
создания повести «Юность», т. е. периоду Севастопольской обороны.
Примерный план изучения повести «Юность» можно представить следующим образом:
1-й
урок. Слово о Л. Н. Толстом. Обзор содержания
автобиографической трилогии. История создания повести «Юность». Психологизм
автобиографической прозы писателя, форма раскрытия изнутри процесса становления
личности юного героя повести. Чтение фрагментов и анализ главы «Мои занятия».
2-й
урок. Смысл выражения «comme il faut». Духовный конфликт героя
с окружающей его средой и собственными недостатками. Подлинные и мнимые ценности
жизни. Критерий Толстого в оценке человека — способность его к духовному
росту. Чтение фрагментов и анализ главы «Comme il faut».
3-й
урок. Особенности поэтики Л. Толстого. Проблема «опрощения» в
повести. Приемы психологического самоанализа героя (внутренние монологи,
преобладание описаний и рассуждений над развитием действия, диалоги,
образ-деталь, речевая характеристика). «Диалектика души» и чистота
нравственного чувства в трилогии Толстого. Чтение фрагментов и анализ главы «Я
проваливаюсь». Заключительное слово учителя.
В качестве опережающих заданий и вопросов можно
использовать материалы из учебника для 9 класса с небольшими дополнениями.
Все учащиеся заранее читают повесть «Юность», причем
отдельные их группы готовят краткие пересказы и анализ трех глав: 1-й
ряд — «Мои занятия», 2-й ряд — «Comme il faut», 3-й ряд — «Я
проваливаюсь». Индивидуальные задания связаны с обзором ранее изучавшихся
повестей «Детство» и «Отрочество».
Некоторые
общие вопросы:
— Что вы узнали о Николеньке Иртеньеве на основании
прочитанных ранее повестей?
— Какие черты художественного мастерства Толстого
проявились в его автобиографической трилогии?
— Какова общая идея, связывающая все три повести?
— В чем вы видите автобиографическое,
национально-историческое и общечеловеческое значение повести «Юность»?
Вступительное
слово о писателе
Молодой Толстой четко формулирует задачи, которые должен
решать художник, приступая к изображению характера человека. Во-первых,
характер должен быть очерчен с достаточной определенностью, необходимо
достигнуть «резкости», ясности характеристики, во-вторых, характеры нельзя
рисовать только розовой или только черной краской. Толстой сравнивал людей с
реками: река в одном месте узкая, в другом — широкая, вода в ней то
мутная, то чистая, то теплая, то холодная. Так и люди: они не черные и не
белые, а они, как выражался Толстой, «пегие». Интересна и мысль
Л. Толстого о «формуле» для обозначения живого человеческого характера:
это дробь, в числителе которой достоинства человека, а в знаменателе — его
мнение о себе (часто самомнение). Чем больше знаменатель, тем меньше
дробь, и наоборот. Совершенствуя свой характер, Толстой ревниво следил за тем,
как изменялась его собственная «дробь» (К. Ломунов). Этой цели
служили и его дневники и письма. Так, он пишет: «Севастополь... 16-го я выехал
из Севастополя на позицию. В поездке этой я больше, чем прежде, убедился, что
Россия или должна пасть, или совершенно преобразоваться» (23 ноября 1854
года).
«Нынче окончил „Севастополь днем и ночью" (рассказ
„Севастополь в декабре") и немного написал „Юность". Постоянная прелесть
опасности наблюдения над солдатами, с которыми живу... мне не хочется уходить
отсюда...» (13 апреля 1855 года).
«Писать дневник офицера в Севастополе... Я думаю
остановиться на этой мысли, хотя главное мое занятие должно быть „Юность" и
„Молодость" (6 июля 1855 года).
«Вчера ядро упало около мальчика и девочки, которые на
улице играли в лошадки: они обнялись и упали вместе».
«Этот человек, который то отбивался картечью из маленьких
своих пушек от неприятеля с открытой позиции, то жил на бастионе под плотным
артиллерийским огнем, — этот человек, упрекая себя в лености и апатии, в
это время работал над „Юностью"» (В. Шкловский).
— Писать в такой обстановке военные рассказы трудно,
но естественно. Но как вы себе объясняете работу в это время над повестью
«Юность», о которой в декабре 1855 года И. С. Тургенев напишет П. в. Анненкову:
«Вообразите: вот уже более двух недель, как у меня живет Толстой... Он нам
читал начало „Юности"... О есть вещи великолепные!»?
Примерно в это же время Н. А. Некрасов пишет
Толстому: «Я люблю еще в Вас великую надежду русской литературы, для которой Вы
уже много сделали и для которой еще более сделаете, когда поймете, что в нашем
отечестве роль писателя — есть прежде всего роль учителя и, по
возможности, заступника за безгласных и приниженных» (22 августа 1856
года).
Учитель после чтения фрагментов повести и анализа
отдельных глав может обратиться с вопросами ко всему классу:
— 1-я глава повести называется «Что я считаю началом
юности». Что же считает Николенька началом юности? Почему и как именно дружба
открыла юному герою повести новый взгляд на жизнь?
— В каких эпизодах повести раскрывается сущность
дружбы, основанной на доверии, взаимном интересе и взаимопомощи? Передайте их
содержание.
— В чем проявляется у Николеньки противоречие между
его мечтами и действительностью?
— В чем состоит идеал человека «комильфо» и как его
оценивает в результате герой повести? Что осуждает герой Толстого в образе
жизни светского общества и в основах светского воспитания?
— Почему главным чувством этой поры жизни Николенька
считает «отвращение к самому себе и раскаяние»? На чем основано это его
убеждение?
— Какой двойной смысл имеет заглавие последней главы
«Я проваливаюсь»? Касается ли это только провала на экзамене? Покажите на
примере главы, как сменяются различные проявления внутренней жизни героя, как в
них проявляется чистота его нравственного чувства и «диалектика его души»? Как
Толстой отражает не только результаты психического процесса, но и сам процесс,
используя, например, внутренний монолог?
— К каким общим выводам о смысле жизни, о хорошем и
дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев, как происходит нравственный рост
героя на различных этапах его жизни?
|