Новый курс 9 класса предполагает обязательную первую
беседу, в которой учитель рассказывает о программе года и самостоятельной
работе школьников при ее освоении, знакомит их с учебником «Литература. 9
класс» (авторы-составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин,
И. С. Збарский) и пособием «Читаем, думаем, спорим... Дидактические
материалы по литературе. 9 класс» тех же авторов, «Российской школьной
хрестоматией. 9 класс» (сост. В. И. Коровин, В. Я. Коровина),
«Хрестоматией художественных произведений „Литература. 9 класс"» (сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин).
Знакомя девятиклассников с этими книгами, следует
рассказать, какие разделы есть в учебнике, хрестоматиях, пособии; что поможет
освоению темы (вопросы, задания, литературоведческие и справочные
материалы, очерки, статьи); какую роль могут сыграть портреты писателей,
иллюстрации к произведениям; какие произведения и имена писателей для учащихся
совершенно новы, а какие — давно известны.
Итак, рассмотрим внимательно книги, которые будут использоваться
в течение всего учебного года, прочитаем «Слово к девятиклассникам»,
высказывание в. г. Белинского.
Порекомендуем учащимся повторить дома материал по
древнерусской литературе, изученный в предыдущих классах. Его можно заранее
распределить и по индивидуальным заданиям, с тем чтобы сообщения школьников
были более подробными и серьезными.
Вводные уроки в 9 классе по новой программе были
проведены в школе № 1666 учителями В. А. Болдиной, Е. В. Ключниковой,
Е. В. Михайловой, Т. И. Максимовой.
В. Болдина начала урок с разговора об искусстве,
художественной литературе, их роли в жизни человека, о том, что изучалось в
предыдущих классах, какие произведения особенно запомнились, какие
художественные особенности помогают писателю передать читателю портрет героя,
описать пейзаж...
Школьники рассказывают о прочитанном в 5—8 классах,
пересказывают особенно понравившиеся эпизоды из произведений, дают
характеристику героям, читают стихотворные произведения. После знакомства с
учебником 9 класса учитель просит рассказать о впечатлениях от разделов
учебника, писателях, произведениях, оценить роль автора, редактора, художника.
Дома учащиеся готовят письменный отзыв о прочитанной летом книге.
Учителя обращают внимание на то, что литература —
это школьный предмет, который остается с человеком на всю жизнь, так как нет
человека, который бы, взрослея, не становился читателем. Затем знакомят с
вопросами, которые ставят писатели в своих произведениях (из включенных в
программу 9 класса). Школьники тоже рассматривают учебник 9 класса, с которым
им предстоит работать в течение целого года, рассказывают о своих наблюдениях,
запоминают авторов, художников, готовятся к первой теме данного курса.
|