Воскресенье, 21.07.2019, 10:13

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 9 КЛАСС

А. С. ПУШКИН «Евгений Онегин»
26.04.2014, 10:02

При подготовке к урокам этого раздела важно иметь в виду два обстоятельства: первое — девятиклассники уже хорошо знакомы с пушкинскими произведениями — еще в начальной школе учили наизусть небольшие стихотворения, размышляли над пушкинскими произведениями в 5—8 классах («Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне...», «Метель», «Капитанская дочка», «Полтава»; отрывки из поэм «Борис Годунов», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге»), и второе — не все девятиклассники станут продолжать учебу в 10—11 классах, следовательно, необходимо не просто познакомить их с рядом пушкинских произведений, а закрепить глубокий интерес к творчеству классика.

Побеседуем с учащимися:

— В какой семье родился и воспитывался поэт? Когда и где родился? Кто знакомил его с устным народным творчеством?

— Что помогало ему знакомиться с зарубежной литературой?

— Что вам известно о его лицейских годах?

— Какие произведения поэта особенно близки вам?

— Расскажите о впечатлениях от наиболее понравившихся вам произведений (стихотворения, поэмы, проза).

— Прочтите наизусть любое стихотворение.

— Подумайте над небольшим рассказом о Пушкине. Подготовьте его к следующему уроку.

Ориентируясь на примерный план, учащиеся готовят либо небольшое сообщение о личности поэта, либо рассказ по одному из периодов жизни и творчества, например:

Детство. Рождение. Родители. Друзья семьи, интересы. Увлечение поэта литературой. Интерес к устному народному творчеству.

Лицей. Особое учебное заведение. Поступление. Учителя (А. Куницын, в. Малиновский и др.), товарищи (И. Пущин, в. Кюхельбекер, А. Дельвиг). Первые поэтические опыты. Впечатления от войны 1812 года. Экзамен (Г. Р. Державин).

После Лицея. «Арзамас». Крепнут дружеские связи — Оленины, Тургеневы, «субботы» в. Жуковского. Первые произведения. «Руслан и Людмила». Вольные стихи и ссылка на Кавказ («К Чаадаеву», «Деревня»).

Южная ссылка. Семейство Раевских. Новые произведения («Кавказский пленник», «Погасло дневное светило...», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» и др.). Увлечения поэта (Ризнич, Воронцова).

Ссылка в Михайловское. Встречи с семейством Осиповых в Тригорском. Арина Родионовна. Творчество (четыре главы «Евгения Онегина», «Борис Годунов», «Граф Нулин», «Я помню чудное мгновенье...», «Цыганы»). Друзья (И. Пущин, А. Дельвиг). В 1825 году первый сборник «Стихотворения Александра Пушкина». Вызов в Москву, к царю. Дело декабристов.

Болдино. Предложение Н. Гончаровой. Болдино. Женитьба. Произведения: «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Медный всадник», «Пиковая дама» и др.

Дуэль и смерть. Звание камер-юнкера. Двойная цензура — обычная и царская. Произведения: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и др. Дуэль. Смерть поэта.

Получив индивидуальные задания, девятиклассники подбирают произведения, материал к освещению каждого периода, критический и иконографический (статьи, портреты; скульптура — фотографии, иллюстрации).

Работа каждой группы комментируется и корректируется учителем.

Конечно, возможны и другие варианты, например: лекция учителя, в которой участвуют и старшеклассники с высказываниями о Пушкине, с чтением любимых стихотворений, сообщениями об отдельных эпизодах жизни и творчества, анализом стихотворного и прозаического текста. Словом, и в том и в другом случае итоговый урок представляет собой небольшой вечер, концерт, монтаж, посвященный Пушкину.

Рассказы учащихся, их впечатления от прочитанного закрепляются вопросами, как бы собирающими воедино знания, полученные в процессе коллективной работы, связанной с темой «А. С. Пушкин»:

— Что в жизни и судьбе поэта наиболее ярко характеризует личность, глубоко воспринимающую действительность, остро чувствующую все, что связано с историей страны?

— Какие его стихотворения о любви вы знаете?

— Сформулируйте темы прочитанных вами сказок Пушкина, назовите иллюстраторов, главных героев.

— В чем проявляется ироническое отношение автора к героям в «Руслане и Людмиле»?

— В какой из поэм и сказок появляется образ автора?

— В каких поэмах и стихотворениях Пушкина наблюдаются романтические мотивы?

— В каком произведении показан конфликт между властью и народом?

— Назовите произведения поэта, посвященные Петру I. Что особенно привлекает поэта в Петре I?

— Что заинтересовало вас в прозе Пушкина («Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина»)?

— Какие ценности подчеркиваются автором в дворянской и простонародной, патриархальной культурах («Евгений Онегин»)?

— Какова роль лирических отступлений в романе?

— Чем интересны картины природы в тексте? Как в романе сближается книжная и народная речь?

— Назовите авторов-литературоведов, критиков, посвятивших свои труды Пушкину (М. А. Цявловский, Д. Д. Благой, Н. Л. Бродский, Л. П. Гроссман, Б. в. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, М. И. Цветаева, А. И. Гессен, М. Я. Басина, Ю. М. Лотман, Л. А. Черейский и др.).

— На какую тему вы хотели бы сделать доклад или сообщение на пушкинской конференции или вечере?

— Рассказывая в книге «Александр Сергеевич Пушкин» о поэте, Ю. М. Лотман пишет: «В редкую эпоху личная судьба человека была так тесно связана с историческими событиями — судьбами государств и народов, — как в годы жизни Пушкина». С какими же событиями была тесно связана судьба поэта?

— Кто были предки поэта и в каких произведениях есть намеки на собственное происхождение?

— Что вы могли бы рассказать о взаимоотношениях поэта с друзьями и любимыми?

— Что вы знаете о дуэли и смерти поэта?

— Какие произведения Пушкина вы могли бы назвать шедеврами?

— Какие портреты и иллюстрации к произведениям Пушкина вам известны? Назовите особенно понравившиеся вам, обоснуйте свой ответ.

— Известно, что Пушкин любил осень, когда ему легко работалось, хотя часто это осложнялось другими заботами. «Еду в деревню, — писал он перед поездкой в Болдино, — Бог весть, буду ли там иметь время заниматься, и душевное спокойствие...»

Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823—1831). Вот как сам автор набросал общий его план, пометив основные даты работы:

Онегин

Часть первая

I песнь (Хандра)

II песнь (Поэт)

III песнь (Барышня)

Часть вторая

IV песнь (Деревня)

V песнь (Именины)

VI песнь (Поединок)

Часть третья

VII песнь (Москва)

VIII песнь (Странствие)

IX песнь (Большой свет)

 Важно помочь школьникам познакомиться с некоторыми книгами, подробно рассказывающими об этом замечательном произведении А. С. Пушкина:

 А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь/ Под ред. В. И. Коровина. — М., 1999.

 Долинина Н. Прочитаем «Онегина» вместе. — Л., 1971.

Бродский Н. Л. «Евгений Онегин»: Роман А. С. Пушкина. — М., 1964.

Станчек Н. А. Восьмиклассники читают «Евгения Онегина». — М., 1968.

Благой Д. Д. «Евгений Онегин» // Пушкин А. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1960. — Т. IV.

Бонди С. М. Примечания и объяснительные статьи // Пушкин А. С. Евгений Онегин. — М., Л., 1964.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. — Л., 1983.

Пушкин в школе / Сост. В. Я. Коровина. — М., 1997.

 Исследователь русской литературы г. А. Гуковский писал: «...уже самое количество бытовых тем и материалов принципиально отличает пушкинский роман от предшествующей литературы... бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу» (Гуковский г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М., 1957. — С. 140, 146). Подумаем, как входит такой материал в роман и какую роль выполняет (хозяйство, имущественное положение, образование, служба, интересы и занятия дворянской женщины, жилище, развлечения и пр.).

Проследим за рассказом, который ведет поэт о героях, их поступках, размышлениях, радостях и страданиях, взаимоотношениях друг с другом...

Описание природы и настроений героев...

Лирические отступления... голос автора в романе...

Прочитаем роман, который является несомненным шедевром или, как назвал его в. Белинский, «энциклопедией русской жизни».

Рассмотрим вместе прочитанное сначала по главам, например:

1. К главе первой предпослан автором такой эпиграф: «И жить торопится и чувствовать спешит...» — слова князя Вяземского. Подумаем, почему взят именно этот эпиграф . Как он раскрывает суть главы? К кому он относится? Что рассказывает поэт о своем герое? Как он его называет? («Молодой повеса», «добрый мой приятель».) Как воспитывался? Как учился? Почему свет решил, что «он умен и очень мил», в чем он «истинный был гений»? Чем интересен театр и почему так скучен он Онегину? Каков кабинет героя? Как описывается бал и отношение героя к светской жизни? О чем лирические отступления? Почему он оставил книги? Почему поэту нравится мирная жизнь и деревенская тишина?

Понравился ли вам начальный рассказ поэта и каким предстал перед вами герой?

2. Какой эпиграф определяет вторую главу романа в стихах? Чем интересна деревня, в которой оказался герой, и чем он решил заняться? Что хочет сказать поэт, характеризуя дружбу Онегина и Ленского словами: «Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень...»? Что нравится автору в Ленском и Ольге? Как вы понимаете слова о том, что в любом романе можно найти портрет Ольги? Чем интересен характер Татьяны и в чем его отличие от Ольги? Каково семейство Лариных?

3. И вот новый эпиграф, перевод с французского. О чем он? Как соотносится с содержанием главы? «Скажи: которая Татьяна?» Отношение автора к Татьяне — каково оно? В чем особенность чувств Татьяны и как ее характеризует письмо к Онегину?

4. Каким было первое свидание Татьяны и Онегина? Как проявляются чувства героев при встрече?

5. Характер, чувства, особенности поведения Татьяны. В чем смысл сна Татьяны? Как вы оцениваете поведение героев во время бала?

6. Каковы поведение героев во время дуэли и отношение автора к ним?

7. Какую роль играет описание природы и какое настроение автора передается через описание весны, зимы? Какова дальнейшая судьба Ольги и Татьяны? (Нравится ли вам описание Москвы? Можно ли судить об отношении автора к столице? Для чего нужен эпизод посещения Татьяной усадьбы Онегина?)

8. Что важного и интересного в письме Онегина к Татьяне, в их последнем свидании? Как изменились оба героя?

Итак, роман прочитан. Как и многие другие произведения Пушкина, его нельзя прочесть только один раз. Повторное чтение всегда будет открывать все новые грани этого удивительного и совершенного создания поэта.

Чтобы рассказать о героях — Татьяне и Онегине, Ольге и Ленском, нужно перечитать текст, продумать план и композицию такого рассказа, подобрать цитаты.

Возможны и другие темы, например:

«Пейзаж четырех времен года в романе „Евгений Онегин"»;

«Образ автора романа в лирических отступлениях»;

«Славянизмы, архаизмы, иностранные слова, народная лексика в романе и их роль»;

«Ленский и Онегин», «Ольга и Татьяна», «Письмо Татьяны и письмо Онегина»;

«Две встречи Татьяны и Онегина»;

«Именины у Лариных» и «Изображение дворянства в романе».

«Белинский и Герцен о Ленском», «Белинский и Достоевский о Татьяне», «Белинский, Герцен, Добролюбов об Онегине».

Эти и другие темы можно порекомендовать и для письменных сочинений или для сообщений, докладов.

Возможны и небольшие эссе, размышления на тему «Как вы понимаете главу, строфу, слова...?». Например:

Как вы понимаете строки (на выбор)?

...Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей;

Кто чувствовал, того тревожит

Призрак невозвратимых дней...

...Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы,

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно...

...Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей

И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей...

...Но наше северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет и нет: известно это,

Хоть мы признаться не хотим...

...Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Как я с Онегиным моим...

Я вас люблю (к чему лукавить?).

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

 Читая и перечитывая «Евгения Онегина», важно сверить свое восприятие с суждениями критиков, литературоведов, глубоко изучивших этот роман.

Литературоведы и методисты обращают внимание на то, какое огромное значение имеет привлечение музыки на все уроки по изучению литературы, но особенно это касается лирики Пушкина. «Его поэзия, — пишет М. Ф. Дроздова из Магнитогорска, — занимает огромное место в творчестве русских композиторов. Любовь и тяготение русских композиторов к творчеству Пушкина объясняются тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, а разнообразие проблем и образов позволяет находить у него созвучное своему творчеству. Привлекала композиторов и музыкальность пушкинского стиха». Чайковский, отмечая эту особенность лирики поэта, писал о том, что Пушкин «силою гениального таланта очень часто врывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки».

Романсы на пушкинские тексты создавали многие русские и советские композиторы — Алябьев, Верстовский, Яковлев, Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Шапорин, Свиридов и др.

На уроках изучения лирики поэта мы знакомим учащихся с некоторыми самыми популярными музыкальными произведениями. Прослушав романс, мы спрашиваем учащихся, как характер музыки отражает все этапы движения мысли и чувств стихотворения.

Школьникам можно дать задание рассказать о некоторых композиторах, которые создавали музыку на слова пушкинских стихотворений; например, о том, что «Не пой, красавица, при мне...» — первое стихотворение Пушкина, к которому в 1828 году обратился Глинка, о том, что стихотворение «Я вас любил...» около 70 раз было положено на музыку, «На холмах Грузии...» — одно из лучших музыкальных произведений — романс Римского-Корсакова и др.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 9 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 1654 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ


ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ





Презентации к урокам
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Copyright MyCorp © 2019 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0