Примерный план изучения темы:
1-й
урок. Слово о Гоголе. «Шинель».
«Петербургские повести». Тема Петербурга в русской
литературе. Тема «маленького человека» в русской литературе. Сатира и
фантастика в «Петербургских повестях» Н. В.Гоголя. Творческая история
повести «Шинель» и краткий обзор ее содержания. Обмен впечатлениями после
самостоятельного чтения повести. Выразительное чтение начала повести,
обоснование его комического характера.
2-й
урок.
Выразительное чтение избранных эпизодов из повести (например,
чтение по лицам сцен «Башмачкин на чиновничьей вечеринке», «Башмачкин и
„значительное лицо"» и др.). Аналитическая беседа о содержании избранных
эпизодов. Власть вещей и денег над человеком, его отчуждение в обществе
социальной несправедливости.
3-й
урок. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица».
Отношение к «маленькому человеку» («Не более ли теперь имеют электричества
чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь»). Своеобразие мастерства
Гоголя в «Петербургских повестях», и в частности в «Шинели».
4-й
урок. «Мертвые души». Замысел автора и творческая история
«Мертвых душ». Смысл заглавия. Мертвые и живые души в произведении. Обложка
первого издания. Жанр, композиция поэмы. Обзорное обсуждение «портретных» глав
поэмы. Общее в композиции «портретных» глав. Обоснование их последовательности.
5-й
урок. Сатирическое изображение городского чиновничества.
Чичиков — подлец-приобретатель. Типичность и историческая новизна образа
Чичикова. Автор и повествователь. Сатирическое и лирическое начала в поэме.
Перспективное задание для углубленного в дальнейшем изучения поэмы.
Опережающие вопросы и задания
1. Общие:
Всем прочитать до изучения в классе повесть «Шинель» и поэму
«Мертвые души». Ответить на вопрос: какие приемы создания образа использует Гоголь
в повести и поэме? Подготовиться к беседе по содержанию прочитанного.
2. Групповые:
Подготовить художественный пересказ или чтение по лицам избранных
эпизодов из повести «Шинель» и поэмы «Мертвые души».
3. Индивидуальные:
Подготовить сообщения для вступительного слова о Гоголе (петербургский
период, период работы над «Мертвыми душами»).
— Сопоставить сюжет и главных героев повестей
Пушкина «Станционный смотритель» и Гоголя «Шинель».
— Подготовить рассказ об одном из героев
«Петербургских повестей» Гоголя.
Встреча с творчеством Гоголя в 9 классе не первая в жизни
учащихся. В 5 классе ученики узнали о детстве и годах учения Гоголя и начале
его литературной деятельности. Они изучали повести из книги «Вечера на хуторе
близ Диканьки» («Майская ночь», «Заколдованное место»). В дальнейшем
знакомство с творчеством Гоголя продолжилось: 6 класс — «Ночь перед
Рождеством», 7 класс — «Тарас Бульба», «Повесть о том, как
поссорились...», 8 класс — «Ревизор».
В каждом из этих классов вступительное слово о
Гоголе имело свое конкретное содержание. Специфично оно и в 9 классе:
представлена характеристика петербургского периода жизни и творчества писателя,
в частности содержание и особенности «Петербургских повестей». Примерное
вступительное слово может быть таким.
Юный Гоголь мечтал о государственной карьере. «Во сне и
наяву мне грезится Петербург, с ним вместе и служба государству», — пишет
он матери. В мечтах ему видится веселая петербургская комната с окнами на Неву.
Но уже в январе 1829 года он сообщает матери: «Петербург мне показался вовсе не
таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее... все
подавлено, все погрязли в бездельных ничтожных трудах, в которых бесплодно
издерживается жизнь их».
Чиновник департамента уделов Гоголь слышал лишь скрип перьев,
и этот шелест переписывания еще долго потом отдавался в его ушах. Зато он
овладел чиновничьим умением красиво писать да зорко умел наблюдать за
окружением своим, особо отмечая смешное и нелепое. Правда, даже в его веселых
книгах явственно проступало и грустное, и серьезное, а подчас и страшное.
Сатирическое начало, как правило, сочетается у Гоголя с лирическим. Это
сочетание видим мы и в оригинальнейших повестях петербургского цикла.
В «Петербургских повестях» всему повествованию
придан фантастический колорит, когда кажется, что в Петербурге может случиться
буквально все, но ничему нельзя верить. В них Гоголь продолжает и развивает
пушкинскую тему «маленького человека» в фантастическом городе. В связи с этим
уместно вспомнить поэму Пушкина «Медный всадник» и повесть «Станционный
смотритель», сопоставить их с повестью Гоголя «Шинель».
Многие методисты и учителя предлагают учащимся сравнить
названия двух повестей. У Пушкина название связано с должностью, но все же это
должность человека, а у Гоголя повесть посвящена чиновнику, а озаглавлена
именем вещи, шинели. Невский проспект у Гоголя оказывается собранием бакенбард,
усов, шляпок, платков, рукавов и т. д., отделенных от людей. Людей нет.
Здесь и нос может отделиться от хозяина и зажить самостоятельной жизнью.
Ф. М. Достоевский назвал этот призрачный город
«умышленным»,
каким-то ненастоящим, нереальным городом. А Анна Ахматова назвала Петербург
траурным, даже достоевским
и бесноватым.
Можно назвать такое изображение Петербурга гоголевской традицией.
Самсон Вырин у Пушкина страдает не от бедности, а от
бесправия в обществе, «где господствует правило: чин чина почитай». Самсон
Вырин бесправен, но не забит, а Башмачкин у Гоголя — это «забитое
существование». Гоголь пишет, что ради шинели Башмачкин выучился голодать, но
зато научился питаться духовно.
«Хорошо известно, что „Шинель"» рождалась из реального
случая: некий чиновник ценою невероятных лишений купил дорогое охотничье ружье,
но в первый же день охоты оно зацепилось за густой тростник, упало в воду,
исчезло на дне. Сослуживцы сделали складчину и купили бедняге новое ружье».
Услышав этот рассказ, все смеялись, как над анекдотом. Лишь Гоголь задумчиво
выслушал его и опустил голову.
Вопросы
и задания к учащимся:
— Что и почему изменил Гоголь в этой истории, создавая
повесть «Шинель»?
— Почему повесть построена не только на рассказе о
шинели, а еще на описании рождения Акакия Акакиевича, наречения его именем, его
службы и т. д.?
— Как вы объясняете себе, что уже в самом начале
знакомства с героем повести говорится: «Что касается до чина (ибо у нас
всего нужнее объявить чин)...»?
— Как относились к Акакию Акакиевичу чиновники в
департаменте? Как он реагировал на поведение окружающих?
— Заметили ли вы, что имя героя повести тоже как бы
заикается? В черновой редакции Гоголь делает вид, что объясняет странность
имени Башмачкина: «Конечно, можно было некоторым образом избежать частого
сближения буквы К, но обстоятельства были такого рода, что никак нельзя
было это сделать». Как вы объясняете эти «обстоятельства»?
— В каких эпизодах и как проявляется юмор Гоголя?
Вспомните, например, поведение Башмачкина перед витриной магазина после
вечеринки.
— О Гоголе сказано, что он мастер передавать самое
характерное в человеке через обрисовку его внешнего поведения. Приведите примеры
таких гоголевских характеристик с помощью внешних проявлений.
— Акакий Акакиевич наделен автором смешной
внешностью, смешным именем, смешными привычками, однако он не похож на
комического персонажа. Какую цель поставил перед собой Гоголь, изображая мелкого
чиновника и ничтожное, казалось бы, происшествие?
— Почему Гоголь не называет «значительное лицо» по
имени и фамилии? Какое значение имеет описание того, как «значительное лицо»
едет в санях, «закутавшись весьма роскошно в теплую шинель»?
— «Значительное лицо», если подумать, не имеет
прямого отношения к украденной шинели. Чего от него ждал Башмачкин и за что он
в фантастическом финале повести срывает с него шинель?
— Московское «значительное лицо» граф Строганов
как-то сказал: «Какая страшная повесть Гоголя „Шинель": ведь это привидение на
мосту тащит просто с каждого из нас шинель с плеч».
— Гоголь осознавал противоречивость своего характера
и творчества: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня
совершенно». Сравните следующие высказывания о повести «Шинель» известных
критиков:
Г. Гуковский:
«Гоголь не грозит хозяевам жизни, а лишь убеждает их в том, что
Акакий Акакиевич — такой же человек, как и они».
B. Ермилов:
«В финале звучит тема страшной мести; ненависть и презрение
продиктовали Гоголю гневный и скорбный финал повести».
Г. Макогоненко: «...Гоголю
была принципиально чужда идея насильственных действий... Гоголь верит, что
можно перевоспитать погрязших в пороках...»
C. Машинский: «...Произведения
Гоголя объективно возбуждали мысль о необходимости иной жизни, иных социальных
порядков».
— Сопоставьте приведенные выше трактовки повести.
Мотивируйте, какая из них представляется вам наиболее убедительной.
|