Пятница, 19.04.2024, 05:49


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 9 КЛАСС

Н. В.ГОГОЛЬ «Шинель»
25.04.2014, 18:27

Примерный план изучения темы:

1-й урок. Слово о Гоголе. «Шинель».

«Петербургские повести». Тема Петербурга в русской литературе. Тема «маленького человека» в русской литературе. Сатира и фантастика в «Петербургских повестях» Н. В.Гоголя. Творческая история повести «Шинель» и краткий обзор ее содержания. Обмен впечатлениями после самостоятельного чтения повести. Выразительное чтение начала повести, обоснование его комического характера.

2-й урок. Выразительное чтение избранных эпизодов из повести (например, чтение по лицам сцен «Башмачкин на чиновничьей вечеринке», «Башмачкин и „значительное лицо"» и др.). Аналитическая беседа о содержании избранных эпизодов. Власть вещей и денег над человеком, его отчуждение в обществе социальной несправедливости.

3-й урок. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Отношение к «маленькому человеку» («Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь»). Своеобразие мастерства Гоголя в «Петербургских повестях», и в частности в «Шинели».

4-й урок. «Мертвые души». Замысел автора и творческая история «Мертвых душ». Смысл заглавия. Мертвые и живые души в произведении. Обложка первого издания. Жанр, композиция поэмы. Обзорное обсуждение «портретных» глав поэмы. Общее в композиции «портретных» глав. Обоснование их последовательности.

5-й урок. Сатирическое изображение городского чиновничества. Чичиков — подлец-приобретатель. Типичность и историческая новизна образа Чичикова. Автор и повествователь. Сатирическое и лирическое начала в поэме. Перспективное задание для углубленного в дальнейшем изучения поэмы.

Опережающие вопросы и задания

1. Общие: Всем прочитать до изучения в классе повесть «Шинель» и поэму «Мертвые души». Ответить на вопрос: какие приемы создания образа использует Гоголь в повести и поэме? Подготовиться к беседе по содержанию прочитанного.

2. Групповые: Подготовить художественный пересказ или чтение по лицам избранных эпизодов из повести «Шинель» и поэмы «Мертвые души».

3. Индивидуальные: Подготовить сообщения для вступительного слова о Гоголе (петербургский период, период работы над «Мертвыми душами»).

— Сопоставить сюжет и главных героев повестей Пушкина «Станционный смотритель» и Гоголя «Шинель».

— Подготовить рассказ об одном из героев «Петербургских повестей» Гоголя.

Встреча с творчеством Гоголя в 9 классе не первая в жизни учащихся. В 5 классе ученики узнали о детстве и годах учения Гоголя и начале его литературной деятельности. Они изучали повести из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Майская ночь», «Заколдованное место»). В дальнейшем знакомство с творчеством Гоголя продолжилось: 6 класс — «Ночь перед Рождеством», 7 класс — «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились...», 8 класс — «Ревизор».

В каждом из этих классов вступительное слово о Гоголе имело свое конкретное содержание. Специфично оно и в 9 классе: представлена характеристика петербургского периода жизни и творчества писателя, в частности содержание и особенности «Петербургских повестей». Примерное вступительное слово может быть таким.

Юный Гоголь мечтал о государственной карьере. «Во сне и наяву мне грезится Петербург, с ним вместе и служба государству», — пишет он матери. В мечтах ему видится веселая петербургская комната с окнами на Неву. Но уже в январе 1829 года он сообщает матери: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее... все подавлено, все погрязли в бездельных ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их».

Чиновник департамента уделов Гоголь слышал лишь скрип перьев, и этот шелест переписывания еще долго потом отдавался в его ушах. Зато он овладел чиновничьим умением красиво писать да зорко умел наблюдать за окружением своим, особо отмечая смешное и нелепое. Правда, даже в его веселых книгах явственно проступало и грустное, и серьезное, а подчас и страшное. Сатирическое начало, как правило, сочетается у Гоголя с лирическим. Это сочетание видим мы и в оригинальнейших повестях петербургского цикла.

В «Петербургских повестях» всему повествованию придан фантастический колорит, когда кажется, что в Петербурге может случиться буквально все, но ничему нельзя верить. В них Гоголь продолжает и развивает пушкинскую тему «маленького человека» в фантастическом городе. В связи с этим уместно вспомнить поэму Пушкина «Медный всадник» и повесть «Станционный смотритель», сопоставить их с повестью Гоголя «Шинель».

Многие методисты и учителя предлагают учащимся сравнить названия двух повестей. У Пушкина название связано с должностью, но все же это должность человека, а у Гоголя повесть посвящена чиновнику, а озаглавлена именем вещи, шинели. Невский проспект у Гоголя оказывается собранием бакенбард, усов, шляпок, платков, рукавов и т. д., отделенных от людей. Людей нет. Здесь и нос может отделиться от хозяина и зажить самостоятельной жизнью.

Ф. М. Достоевский назвал этот призрачный город «умышленным», каким-то ненастоящим, нереальным городом. А Анна Ахматова назвала Петербург траурным, даже достоевским и бесноватым. Можно назвать такое изображение Петербурга гоголевской традицией.

Самсон Вырин у Пушкина страдает не от бедности, а от бесправия в обществе, «где господствует правило: чин чина почитай». Самсон Вырин бесправен, но не забит, а Башмачкин у Гоголя — это «забитое существование». Гоголь пишет, что ради шинели Башмачкин выучился голодать, но зато научился питаться духовно.

«Хорошо известно, что „Шинель"» рождалась из реального случая: некий чиновник ценою невероятных лишений купил дорогое охотничье ружье, но в первый же день охоты оно зацепилось за густой тростник, упало в воду, исчезло на дне. Сослуживцы сделали складчину и купили бедняге новое ружье». Услышав этот рассказ, все смеялись, как над анекдотом. Лишь Гоголь задумчиво выслушал его и опустил голову.

Вопросы и задания к учащимся:

— Что и почему изменил Гоголь в этой истории, создавая повесть «Шинель»?

— Почему повесть построена не только на рассказе о шинели, а еще на описании рождения Акакия Акакиевича, наречения его именем, его службы и т. д.?

— Как вы объясняете себе, что уже в самом начале знакомства с героем повести говорится: «Что касается до чина (ибо у нас всего нужнее объявить чин)...»?

— Как относились к Акакию Акакиевичу чиновники в департаменте? Как он реагировал на поведение окружающих?

— Заметили ли вы, что имя героя повести тоже как бы заикается? В черновой редакции Гоголь делает вид, что объясняет странность имени Башмачкина: «Конечно, можно было некоторым образом избежать частого сближения буквы К, но обстоятельства были такого рода, что никак нельзя было это сделать». Как вы объясняете эти «обстоятельства»?

— В каких эпизодах и как проявляется юмор Гоголя? Вспомните, например, поведение Башмачкина перед витриной магазина после вечеринки.

— О Гоголе сказано, что он мастер передавать самое характерное в человеке через обрисовку его внешнего поведения. Приведите примеры таких гоголевских характеристик с помощью внешних проявлений.

— Акакий Акакиевич наделен автором смешной внешностью, смешным именем, смешными привычками, однако он не похож на комического персонажа. Какую цель поставил перед собой Гоголь, изображая мелкого чиновника и ничтожное, казалось бы, происшествие?

— Почему Гоголь не называет «значительное лицо» по имени и фамилии? Какое значение имеет описание того, как «значительное лицо» едет в санях, «закутавшись весьма роскошно в теплую шинель»?

— «Значительное лицо», если подумать, не имеет прямого отношения к украденной шинели. Чего от него ждал Башмачкин и за что он в фантастическом финале повести срывает с него шинель?

— Московское «значительное лицо» граф Строганов как-то сказал: «Какая страшная повесть Гоголя „Шинель": ведь это привидение на мосту тащит просто с каждого из нас шинель с плеч».

— Гоголь осознавал противоречивость своего характера и творчества: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно». Сравните следующие высказывания о повести «Шинель» известных критиков:

Г. Гуковский: «Гоголь не грозит хозяевам жизни, а лишь убеждает их в том, что Акакий Акакиевич — такой же человек, как и они».

B. Ермилов: «В финале звучит тема страшной мести; ненависть и презрение продиктовали Гоголю гневный и скорбный финал повести».

Г. Макогоненко: «...Гоголю была принципиально чужда идея насильственных действий... Гоголь верит, что можно перевоспитать погрязших в пороках...»

C. Машинский: «...Произведения Гоголя объективно возбуждали мысль о необходимости иной жизни, иных социальных порядков».

— Сопоставьте приведенные выше трактовки повести. Мотивируйте, какая из них представляется вам наиболее убедительной.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 9 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 2210 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0