«Коренной переворот, совершенный Пушкиным в литературе,
не отменил романтизма, как не оттеснил на второй план пафос времени —
вопрос о судьбе и правах человеческой личности, — пишет В. И. Коровин
в книге „Русская поэзия XIX века". — Воплотить с наибольшей полнотой эту
проблематику выпало на долю великого русского поэта Михаила Юрьевича
Лермонтова».
Обратим внимание учащихся на прочитанные ранее
лермонтовские произведения — «Два великана», «Беглец», «Бородино»,
«Мцыри», «Песня про купца Калашникова...» и другие. Примерные вопросы для
небольшой беседы:
— Какие произведения М. Ю. Лермонтова вами
прочитаны и какие из них стали для вас особенно любимыми? Какие темы поднимает
в них поэт? Что вы знаете о его жизни и творчестве?
— Где он родился, учился? Кем воспитывался? Какие
литературные места связаны с Лермонтовым? Какие произведения поэта известны
вам, но еще не прочитаны? Что вы знаете о его короткой жизни? Как погиб поэт?
Распределим между учащимися материал для подробного
рассказа о жизни и творчестве Лермонтова:
— Рождение. Детство. Москва. Тарханы (1814—1827).
— Годы учения. Московский благородный пансион.
Московский университет. Школа гвардейских подпрапорщиков («Испанцы»,
«Жалобы турка», «Нищий», «Желание», «Парус» и др. — 1828—1834).
— Петербург. Новгородский драгунский полк,
Петербургский гусарский («Дума», «Поэт», «Демон», «Тамань», «Фаталист» и
др. — 1834—1836).
— Стихи на смерть Пушкина и первая ссылка Лермонтова
на Кавказ (1837).
— Лермонтов в Гродненском гусарском полку под
Новгородом (1838).
— Лермонтов в Петербурге (1838—1840).
— Лермонтов в Москве (1840).
— Вторая ссылка на Кавказ (1840).
— Последняя поездка в Петербург (1841).
— Дуэль с Мартыновым и смерть в Пятигорске (1841).
На следующих уроках одни школьники под руководством
учителя рассказывают каждый об одном из этапов жизни поэта, другие читают и обсуждают
избранные заранее стихотворения или отрывок из романа и поэмы данного периода,
высказывают свои суждения о прочитанном.
Попробуем определить самое главное в этих рассказах
девятиклассников:
1-я тема — Рождение в Москве. Переезд в Тарханы.
Смерть матери, ссоры семейные и разлука с отцом. Бабушка
Е. А. Арсеньева и воспитание внука. Пензенский фольклор. Внимание к
рассказам о Пугачеве. Поездки с бабушкой на Кавказ (1818, 1820, 1825).
Переезд в Москву осенью 1827 года.
«Панорама Москвы»
2-я тема — Просветительские традиции Московского
благородного пансиона. Знакомство с семьей Сушковых, Лопухиных. Роль
Московского университета в истории русского просвещения. Кружок Белинского.
Любовь к Н. Ф. Ивановой, уход из университета и переезд в Петербург.
Лермонтов в школе гвардейских подпрапорщиков.
3-я тема — Лермонтов — корнет лейб-гвардии
гусарского полка. Выезды в свет. Любовь к Сушковой. Петербургские театры.
Работа над драмой «Маскарад», романом «Княгиня Лиговская». Поездка в Петербург («Маскарад»,
«Демон», «Тамань», «Фаталист».)
4-я тема — Стихи на смерть Пушкина и первая ссылка
на Кавказ. Лечение в Пятигорске. Сказка «Ашик-Кериб».
5-я тема — В Гродненском полку под Новгородом.
Посещение Жуковского и передача ему поэмы «Тамбовская казначейша» для
«Современника». Отъезд поэта в Петербург.
6-я тема — Лермонтов в Петербурге. Служба в
гусарском полку. Общение с Жуковским, Плетневым, Вяземским, А. Тургеневым, в. Одоевским,
С. Н. Карамзиной и др. Работа над романом «Герой нашего времени».
Столкновение с де Барантом в доме графини Лаваль. Дуэль. Арест и суд. Встреча с
Белинским. Прощальный вечер у Карамзиных. Отъезд из Петербурга.
7-я тема — Лермонтов в Москве. Чтение автором поэмы
«Мцыри». Лермонтов и семейство Мартыновых. Отрывки из «Мцыри», «Демона»,
«Маскарада», других произведений по выбору учителя и учащихся.
8-я тема — Лермонтов во второй ссылке на Кавказе.
Участие в военных действиях. Сражение при Валерике. Послание в. Лопухиной.
Представления Лермонтова к наградам. Отказы Николая I. Отпуск в Петербург.
Творчество Лермонтова на Кавказе в 1840 году.
9-я тема — Последняя поездка в Петербург. Встречи с
Карамзиным. Высказывания Белинского о Лермонтове. Появление в «Отечественных
записках» стихотворений «Завещание» и «Родина».
10-я тема — Столкновение с Мартыновым в доме
Верзилиных. Дуэль и смерть в Пятигорске.
Литературоведы говорят и о широкой тематике юношеской
лирики, и о жанровом разнообразии (послания, баллады, стансы, элегии,
романсы, эпиграммы, эпитафии, мадригалы и пр.).
Далее учитель подытожит работу по вопросам:
— Сравните стихотворение «Поле Бородина» и
«Бородино». Какова эволюция?
— Каково значение стихотворения «Смерть Поэта»?
— Тема поэта и поэзии у Лермонтова и Пушкина.
Традиция «разговора о поэзии» в русской литературе.
— Какие произведения Лермонтова говорят о его
неизменном интересе к фольклору?
— Лирическая поэзия, посвящения, послания. Назовите
и прочитайте одно из таких стихотворений поэта.
— Военная лирика. Какие примеры произведений
М. Ю. Лермонтова на эту тему вы можете привести?
|