Итак, если XVIII век для литературы был освещен двумя
литературными направлениями — классицизмом (М. Ломоносов, г. Державин,
Д. Фонвизин) и сентиментализмом (А. Радищев,
Н. Карамзин), то романтизм (К. Рылеев, в. Жуковский)
готовит уже переход к реализму, к величайшим шедеврам русской литературы нового
века. Приступая к этому особому для российской литературы периоду, учителю
важно подготовить небольшой вводный рассказ об этих направлениях, призванный
сделать переход от повторения сведений о литературе XVIII века к характеристике
золотого века русской поэзии с именами крупнейших русских поэтов —
Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.
Вспомните слова Пушкина о в. А. Жуковском:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль —
|
и слова в. г. Белинского о том, что
Жуковский открыл России «Америку романтизма». Обратим внимание школьников на
то, что Жуковский, замечательный переводчик, крупнейший поэт романтизма, автор
многочисленных элегий, посланий, романсов, песен, баллад, выразитель душевных
переживаний (тоски и печали, радости любви, сострадания), стремился жить
так, как писал. «Жизнь и поэзия одно», — утверждал поэт.
Школьники в этом возрасте уже могут понять суждение
Жуковского, что для поэта чем более человечных людей, тем гуманнее и счастливее
государство; счастье человека — в его душе, а все прекрасное и возвышенное
должно победить, но для этого надо презреть мелкие интересы, суету, устремиться
к возвышенному. Полезно дать задание сопоставить два произведения, выявляя, как
предметный мир у Державина сменяется описанием эмоциональных признаков,
оттенков у Жуковского:
Г. Державин.
«Соловей»
|
В.
Жуковский. «Вечер»
|
На холме, сквозь зеленой рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи,
Вдали я слышу соловья...
|
Ручей, виющийся по светлому песку,
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишься ты в реку!..
|
В описаниях Жуковского, как и в балладах,
преобладает чувство (вспомним «Людмилу»). Важно, чтобы школьники поняли,
что у Жуковского создается национально-исторический колорит, преобладают
народные предания, обычаи, призыв к гуманизму и нравственной красоте.
К обзорному уроку после итоговых занятий по XVIII
веку по теме «Русская поэзия XIX века» школьники готовят сообщения:
— о Константине Николаевиче
Батюшкове — одном из основателей русского романтизма, авторе элегий,
посланий («определенность и ясность — первые и главные свойства его
поэзии», по определению в. г. Белинского), в основе поэзии
которого — мечта о совершенном человеке;
— о Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, сущность
романтизма которого — в воспевании героев, способных воспитывать высокими
гражданскими чувствами, а также о том, чем интересны его судьба и творчество;
— о Кондратии Федоровиче Рылееве, суть обличительных
од, элегий, посланий, поэм, «дум» которого в утверждении «Я не поэт, а
Гражданин» (выражение гражданских чувств с помощью широких исторических
картин на героических примерах — Сусанин, Ермак);
— о плеяде русских лириков: Баратынский, Майков, Фет
и др.
Евгений
Абрамович Баратынский — автор поэм («Пиры», «Бал»,
«Цыганка» и др.), критических статей, но главное — лирических
стихотворений. Важно объяснить школьникам, что у Баратынского «человек обречен
на вечное разочарование»:
Переменяют годы нас
И с нами вместе наши нравы;
От всей души люблю я вас,
Но ваши чужды мне забавы...
|
Девятиклассники уже знакомы по предыдущим классам
со стихотворениями Тютчева и Фета, Майкова и Полонского, Плещеева и Огарева,
поэтому не составит труда подготовить к таким урокам-обзорам небольшие эссе и
чтение одного-двух стихотворений. Пригласить их к творчеству, продумать вместе
с учителем уроки, посвященные А. С. Пушкину,
М. Ю. Лермонтову, Н. А. Некрасову.
Учащиеся начинают свой рассказ о Тютчеве с ответа на
вопросы: когда родился и умер поэт? Что особенно характерно для его поэзии?
Федор
Иванович Тютчев. Для его поэзии характерно философское понимание
мира. Природа предстает перед нами в постоянном движении,
величественно-прекрасная и торжественно-трагическая. Человек сопричастен
космосу.
Поэт неудовлетворен современностью, в
стихотворениях — мечта о духовной жизни, желание постичь русскую
действительность («Умом Россию не понять...», «Русской женщине», «Слезы»).
Мы читаем тютчевские произведения, строки любовной лирики, проникнутые
всемирными идеями, видим пейзажи родной природы — все это непревзойденные
шедевры, к которым хочется всегда возвращаться...
Аполлон
Николаевич Майков — «это — поэт-художник, поэт-пластик,
но не лирик; писатель, замечательный мастерскою отделкою своих стихотворений,
он с первого появления перед русскою публикою стал поэтом мысли и бестрепетно
принял на себя весь нескончаемый труд, сопряженный с этим званием» (А. Дружинин).
Автор стихотворений, героями которых являются простые люди — рыбаки,
художники, веселые девушки. Пристальное вглядывание в мир природы и точная
передача впечатлений отличают знаменитейшие произведения: «Весна! выставляется
первая рама...», «Боже мой! вчера — ненастье...».
Афанасий
Афанасьевич Фет — поэт непосредственных переживаний и
впечатлений. «...В лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и
смело делает шаг в нашу область» (П. Чайковский). Стремление выразить
«невыразимое» напряжение слуха и зрения, мгновенность восприятия, сменяемость
красок и звуков («Тихо под сенью лесной...», «Ах, как пахнуло весной!..»).
Аполлон
Александрович Григорьев — поэт, литературный и театральный
критик. Окончил юридический факультет Московского университета. Печататься
начал с 1843 года. Выпустил единственную книгу стихотворений (1846). Тогда
же обратился к большим стихотворным формам. Впоследствии стал ведущим критиком
журнала «Москвитянин». В начале 1860-х годов помещал критические статьи в
журнале братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время». Известен
как мемуарист. Автор стихотворений о конфликте современного человека с
прозаическим миром.
Яков
Петрович Полонский — поэт, прозаик. Окончил Рязанскую
гимназию, учился на юридическом факультете Московского университета. Стихи
начал печатать с 1840 года. Признанный мастер психологической лирики,
передавший внутренний мир, человека в его постоянной противоречивости и
изменчивости. Известен и как прозаик, всей душой воспринимающий разночинца,
трудового человека, его горести, нужды, радости («Жницы», «Дорога»,
«Вызов», «Узница»).
Алексей
Константинович Толстой — поэт, драматург, прозаик.
Воспитывался А. А. Перовским (его псевдоним — Антоний
Погорельский). Выдержал в Московском университете экзамен на чин и служил
дипломатом. Затем был приближен ко двору. Печататься стал как прозаик.
Известность получил лирическими стихотворениями, историческими балладами и
романом «Князь Серебряный». Лирика А. К. Толстого, утверждая ценность
земного мира, проникнута томлением по прекрасному и бесконечному, разлитому в
природе. Известен как автор поэм, сатирических стихотворений, замечательной
драматической трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович»,
«Царь Борис»). Главные темы его поэтических произведений — природа и
любовь («Колокольчики мои...», «Край ты мой, родимый край...», «Коль
любить, так без рассудку...»), особое место занимают в его творчестве баллады («Василий
Шибанов», «Князь Михайло Репнин»).
Небольшой рассказ может прозвучать о Николае
Платоновиче Огареве (стихотворения «Арестант», «Кабак»).
Лаконично можно рассказать об Алексее Николаевиче Плещееве — поэте,
переводчике, прозаике, мемуаристе и театральном критике. Учился он в школе
гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, а затем в Петербургском
университете. В молодые годы сблизился с кружком М. в. Буташевича-Петрашевского
и вместе с Ф. М. Достоевским и другими участниками кружка был сослан.
Литературную известность получил по выходе первого сборника стихотворений (1846)
и до конца жизни сохранил репутацию поэта с благородным и чистым направлением.
Плещееву, помимо стихотворений («Вперед! без страха и сомненья...», «По
чувствам братья мы с тобой...»), принадлежат повести, рассказы, переводы, пьесы
и критические статьи.
Итак, обзорные уроки по теме «Русская поэзия XIX века»
предваряют тематические занятия, посвященные Пушкину или Лермонтову,
Некрасову,
их можно провести как урок-монтаж, или урок-конференцию, или урок-концерт (небольшие
сообщения и чтение стихотворений). Ведущим, естественно, будет учитель, заранее
распределивший материал рассказов о поэтах и стихотворные тексты для чтения.
Учитель начинает монтаж, затем берет на себя короткие комментарии, призванные
связать воедино все части, а также суммарный итог такого сдвоенного урока;
уместно предусмотреть ответы на следующие примерные вопросы и задания:
— Каковы отличительные свойства поэзии Жуковского и
Батюшкова?
— Каковы особенности творчества Тютчева и Фета,
Рылеева и Плещеева?
— Вспомните и назовите самых крупных поэтов
пушкинской поры.
— Расскажите о жизни и творчестве одного из поэтов
XIX века.
— Подготовьте рассказ «Поэзия XIX века».
Советуем
прочитать
Бухштаб Б. Русские
поэты. — Л., 1970.
Городецкий Б. Русские
лирики: Историко-литературные очерки. — Л., 1974.
Коровин В. Поэты
пушкинской поры. — М., 1980.
Коровин В. Русская
поэзия XIX века. — М., 1987, 1997.
Семенко И. Поэты
пушкинской поры. — М., 1970.
Русские поэты: Антология /
Под ред. В. И. Коровина. — М., 1990. — Ч. I.
|