Четверг, 25.04.2024, 22:49


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 9 КЛАСС

И. С. ТУРГЕНЕВ. «Первая любовь»
25.04.2014, 18:24

Название повести Тургенева «Первая любовь» подсказывает учителю содержание вступительного слова: любовь в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Эта повесть — одно из наиболее автобиографичных произведений писателя. Его отец Сергей Тургенев был очень красив. Он мог быть с женщинами мягок, нежен, тверд, настойчив.

В то самое утро, когда отца хватил удар, он начал письмо к сыну на французском языке: «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы». И сам Иван Сергеевич сказал о себе: «Вся моя жизнь пронизана женским началом... Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, каким не может быть ни что другое».

На вопрос, кто же послужил прототипом молодого героя повести «Первая любовь», Тургенев ответил: «Этот мальчик — ваш покорный слуга... — Как? И вы так влюблены были? — Был. — И с ножом бегали? — И с ножом бегал».

Прототипом Зинаиды из повести послужила молодая поэтесса Екатерина Львовна Шаховская. Уже в возрасте 60 лет на вопрос Л. Толстого о самой счастливой минуте в его жизни Тургенев ответил: «Разумеется, самая счастливая минута жизни связана с женской любовью. Со мной это было раз в жизни, а может быть, и два раза». Тургенев до старости оставался юношей с романтическим отношением к любви.

Соседка по даче 15-летнего Тургенева открыла в его жизни полосу неразделенной любви. С этого началась жизнь сердца изящнейшего, умнейшего, очень красивого человека и великого художника. «В творчестве Тургенева высокие чувства, пережитые в юности, отразились в повести „Первая любовь", — так оценил писатель Б. Зайцев. — Это лучшее его произведение».

«Любовь к женщине, особенно первая, — одно из могущественнейших проявлений мирового закона любви... Потому Тургенев так чутко присматривался к духовной сущности первой любви...» (по Ю. в. Лебедеву).

Подобное вступительное слово учителя о писателе открывает серию уроков по теме, примерный план которой может быть таким:

1-й урок. Слово о Тургеневе. Содержание повести «Первая любовь». Композиция повести. История любви как основа сюжета повести. Психологизм и лиризм произведений Тургенева (использовать материал изученной в 8 классе повести «Ася»). Беседа по 1—6-й главам повести «Первая любовь». (Предчувствие любви. Знакомство.)

2-й урок. Беседа на материале 7—17-й глав повести («Моя „страсть" началась с того дня»). Система образов повести: люди «прежнего времени», герои-эгоисты, герои высокой духовности. «Тургеневская девушка» в произведениях Тургенева. Образ героя-повествователя.

3-й урок. Завершающая беседа по повести («Совершилось невероятное дело...»). Нравственные проблемы в повести. Своеобразие тургеневского психологизма. Мастерство пейзажной живописи Тургенева. Образ-пейзаж. Художественная деталь в повести. Любовь как величайшая ценность жизни.

Опережающие вопросы и задания

1. Общие задания:

— Прочитайте заранее повесть «Первая любовь». Определите наиболее важные, с вашей точки зрения, фрагменты художественного текста в повести. Обоснуйте ваш выбор.

— Подготовьте краткий пересказ истории любви рассказчика: зарождение любви, развитие чувства. Драматический финал любви.

— Сопоставьте описания «тургеневской девушки» в повестях «Ася» и «Первая любовь».

2. Индивидуальные задания:

— Подготовьте сообщения для вступительного слова о писателе (юные годы Тургенева, любовь в жизни писателя и др.).

Обычно в повестях Тургенева сюжетная линия раскрывается так: вначале дается краткая экспозиция, рисующая среду, где должны действовать герои, дальше идет завязка, сообщающая об их зарождающейся любви, затем на пути персонажей встречаются препятствия, наконец наступает момент наивысшего напряжения действия (объяснение героев), за которым следуют личная катастрофа и, как правило, эпилог.

— Что бы вы выделили в качестве экспозиции повести? Какие ключевые эпизоды вы считаете завязкой сюжета? Какую сцену в повести вы бы выделили как центральную, наиболее важную в качестве кульминации сюжета?

— Одной из особенностей тургеневского творчества часто называют «тайный психологизм». Как вы понимаете это выражение? В каких сценах из повести вы видите проявления «тайного психологизма» писателя? Как через внешнее изображение (мимику, жесты, поступки и т. д.) передает Тургенев внутреннее состояние героев?

— Вспомните портрет героини повести. Что важно в этом описании внешности: красота девушки или ее неповторимость, изменчивость, человеческое обаяние? Мотивируйте свой ответ. Что в поведении Зинаиды позволяет понять сущность, характер ее чувств?

— По каким деталям изображения можно судить об авторском отношении к героям повести? Помогают ли этому повествование от первого лица, портреты, пейзажи? Как относится автор к Зинаиде, рассказчику и его отцу?

— Что в поведении Зинаиды позволяет понять характер ее чувств, как меняется ее поведение в ходе повествования?

— В связи с чем рассказывает Владимир о своих взаимоотношениях с отцом? Каким представляется вам отец героя? Как вы оцениваете его наказ: «Умей хотеть — и будешь свободным, и командовать будешь»?

— Какую роль играет пейзаж в повести: это фон, место действия или средство характеристики персонажей, соответствующее их переживаниям? Как воздействует природа на героев повести? Определите роль пейзажа в сцене встречи Владимира с Зинаидой в саду. Как вы понимаете утверждение, что тургеневский пейзаж многообразен и является своеобразным действующим лицом произведения?

— В 8 классе вы познакомились с повестью Тургенева «Ася». Она написана в 1858 году. Примерно в то же время (в 1860 году) создана повесть «Первая любовь». Оба произведения раскрывают психологию любящего человека, изображают любовь в жизни молодых людей — поэтическую и грустную. Мы видим образ так называемой тургеневской девушки. Какие еще черты сходства находите вы в обеих повестях? А что их отличает друг от друга?

Предлагая учащимся написать домашнее сочинение на тему «Я прочитал повесть Тургенева „Первая любовь"», учитель может помочь им своими вопросами, например: какие впечатления остались у вас о прочитанном? Какие особенности повести-исповеди помогли вам ощутить авторское отношение к героям? Что можно сказать о композиции повести? Как решается Тургеневым проблема любви в повести? Каков идейный смысл произведения?

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 9 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 4903 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0