Среда, 24.04.2024, 19:09


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 9 КЛАСС

А. П. ЧЕХОВ. «Анна на шее»
25.04.2014, 18:09

Произведения А. П. Чехова в средних классах школы представлены довольно широко. Рассказы «Хирургия», «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон» пользуются успехом у учеников, но следует заметить, что все они одного характера — юмористически-сатирического. Помимо данного в учебнике рассказа «Тоска», советуем проанализировать и рассказ «Анна на шее», который можно назвать лирико-драматическим, хотя и в нем сильно звучит сатирическое начало.

В основе этого рассказа, одного из лучших у Чехова, лежит семейный конфликт, приобретающий более общий характер. Герои, в отличие от персонажей чисто юмористических, совмещают в себе достаточно сложные душевные качества.

В. в. Голубков в книге «Мастерство А. П. Чехова» выделил характерный для лирико-драматических рассказов Чехова прием — двуплановость композиции. Сюжет развивается на совмещении двух разнонаправленных тенденций жизни персонажей. Например, в рассказе «Анна на шее» тесно связаны между собой линии нисходящая (судьба отца Анны) и восходящая (судьба Анны). В то же время в судьбе самой Анны мы видим еще две линии: восходящую (внешний успех героини) и нисходящую (снижение ее нравственного уровня).

Чеховская простота не обеднение, а прежде всего стремление вызвать в своем читателе активность. «Не разжевывать!» — принцип Чехова. Писатель не «объясняет», а дает толчок мысли и чувству читателя, его воображению, он доверяет читателю и его активности, поручает дополнить то, чего сам умышленно не досказал.

Сложность даже небольшого рассказа Чехова заключается в том приеме, который назван подтекстом. Подтекст — это способ построения художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения. Подтекст рассчитан на то, что «у читателя откроется „второе зрение"» (М. Семанова).

Завязка рассказа у Чехова подчас отсутствует или максимально сокращена, а в развитии действия Чехов требовал излагать материал лаконично, компактно, оставляя пространство, заполняемое воображением читателя. Развязка часто совсем отсутствует. Все эти особенности учащиеся могут выделить в процессе чтения и анализа рассказа «Анна на шее».

В дополнение к вопросам и заданиям учебника беседа может включать и другие, конкретизирующие их, например:

— Что в описании Модеста Алексеевича вызывает отвращение не только у Анны, но и у читателя?

— Определите смысл сцены, когда Анна в детстве представляла себе директора гимназии, его сиятельство и других в виде страшного белого медведя или готового задавить ее локомотива. Что за сила согнула Анну и ее семью?

— Говоря о воспитании Анны ее матерью, Чехов пишет: «...одевала ее изящно, как куклу, и научила ее говорить по-французски и превосходно танцевать мазурку». Как вы оцениваете характер этого воспитания и отношение к нему автора?

— В первом варианте рассказа Чехов писал, что Анна на дачном полустанке уже напевала вальс, а во втором варианте заменил вальс на польку. Как вы объясняете эту замену?

— На чем основано представление Анны о счастье и уверенность в своем счастливом будущем?

— На благотворительном базаре Анна стыдится, что у нее «такой бедный, такой обыкновенный отец». Чем вызвано это ее новое отношение к отцу?

— Объясните разницу между тремя, казалось бы, одинаковыми эпизодами, когда мальчики-братья Анны умоляют отца: «Папочка, не надо!» Что именно каждый раз «не надо»?

— В рассказе есть «роман без слов». Что вы можете сказать об этом персонаже, изображенном Чеховым лишь средствами словесной живописи? Как это выражает отношение к нему автора?

— Как изображается в рассказе процесс опошления человека, оскудения его личности? В чем своеобразие приемов разоблачения обывательщины в рассказе Чехова? Каковы причины духовного обнищания персонажей его рассказов «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Анна на шее»?

— Прочтите самостоятельно рассказ «Дама с собачкой». Напишите сочинение на тему «Две Анны» (сопоставление сюжетных ситуаций и характеров героинь рассказов Чехова «Анна на шее» и «Дама с собачкой»).

— Напишите рецензию на один из лирико-драматических рассказов Чехова, например: «Дама с собачкой», «Учитель словесности», «Дом с мезонином» и др. (по выбору).

Воспользуйтесь при этом примерным планом по рецензированию художественных произведений:

1. Укажите фамилию, имя автора, название, дату издания, кратко сообщите, что вы знаете об авторе, о времени его жизни и творчества, истории создания произведения, его жанре.

2. О чем говорится в произведении (тема, краткое изложение содержания, время и место действия)? В чем его основная идея?

3. Как построено произведение, из каких основных частей оно состоит, как развиваются изображенные в нем события? Перечислите основных героев, охарактеризуйте главного из них, если такой выделен (какие поступки совершает герой, каков его характер, чем он вам нравится или не нравится и т. д.).

4. Что в произведении вам особенно понравилось (или не понравилось) и почему? Какие эпизоды особенно заинтересовали и чем (изображение событий, портретов, характеров людей, предметов, явлений природы и т. д.)?

5. Что нового вы узнали из прочитанного? Все ли поняли? Что может повлиять на изменение вашего характера?

6. С какими другими произведениями этого автора или других писателей можно сопоставить это произведение, к каким выводам такое сопоставление приводит?

7. Ваша окончательная оценка произведения. Обоснуйте ее. При этом следует помнить принципиальный подход Чехова к изображению поступков и характеров, например, в рассказе «Анна на шее»:

«Только, пожалуйста, не рыдайте. Это противно... Всю жизнь ничего не делать, всю жизнь эта праздничная ребяческая болтовня, ломанья, кривлянья, — неужели у вас самого голова еще не закружилась и не надоело так жить? Тяжело с вами! Скучно с вами до одурения!.. Во всяком случае, негодование и суровые попреки тут бесполезны, и скорее нужно смеяться: одна хорошая насмешка сделала бы гораздо больше, чем десяток проповедей».

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 9 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 3420 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0