Произведения А. П. Чехова в средних классах
школы представлены довольно широко. Рассказы «Хирургия», «Пересолил»,
«Лошадиная фамилия», «Хамелеон» пользуются успехом у учеников, но следует
заметить, что все они одного характера — юмористически-сатирического. Помимо
данного в учебнике рассказа «Тоска», советуем проанализировать и рассказ «Анна
на шее», который можно назвать лирико-драматическим, хотя и в нем сильно звучит
сатирическое начало.
В основе этого рассказа, одного из лучших у Чехова,
лежит семейный конфликт, приобретающий более общий характер. Герои, в отличие
от персонажей чисто юмористических, совмещают в себе достаточно сложные
душевные качества.
В. в. Голубков в книге «Мастерство
А. П. Чехова» выделил характерный для лирико-драматических рассказов
Чехова прием — двуплановость композиции. Сюжет развивается на совмещении
двух разнонаправленных тенденций жизни персонажей. Например, в рассказе «Анна
на шее» тесно связаны между собой линии нисходящая (судьба отца Анны) и
восходящая (судьба Анны). В то же время в судьбе самой Анны мы видим еще
две линии: восходящую (внешний успех героини) и нисходящую (снижение
ее нравственного уровня).
Чеховская простота не обеднение, а прежде всего
стремление вызвать в своем читателе активность. «Не
разжевывать!» — принцип Чехова. Писатель не «объясняет», а дает толчок
мысли и чувству читателя, его воображению, он доверяет читателю и его
активности, поручает дополнить то, чего сам умышленно не досказал.
Сложность даже небольшого рассказа Чехова заключается в
том приеме, который назван подтекстом. Подтекст — это способ построения
художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла
слова и его внутреннего значения. Подтекст рассчитан на то, что «у читателя
откроется „второе зрение"» (М. Семанова).
Завязка рассказа у Чехова подчас отсутствует или
максимально сокращена, а в развитии действия Чехов требовал излагать материал
лаконично, компактно, оставляя пространство, заполняемое воображением читателя.
Развязка часто совсем отсутствует. Все эти особенности учащиеся могут выделить
в процессе чтения и анализа рассказа «Анна на шее».
В дополнение к вопросам и заданиям учебника беседа
может включать и другие, конкретизирующие их, например:
— Что в описании Модеста Алексеевича вызывает
отвращение не только у Анны, но и у читателя?
— Определите смысл сцены, когда Анна в детстве
представляла себе директора гимназии, его сиятельство и других в виде страшного
белого медведя или готового задавить ее локомотива. Что за сила согнула Анну и
ее семью?
— Говоря о воспитании Анны ее матерью, Чехов пишет:
«...одевала ее изящно, как куклу, и научила ее говорить по-французски и
превосходно танцевать мазурку». Как вы оцениваете характер этого воспитания и
отношение к нему автора?
— В первом варианте рассказа Чехов писал, что Анна на
дачном полустанке уже напевала вальс, а во втором варианте заменил вальс на
польку. Как вы объясняете эту замену?
— На чем основано представление Анны о счастье и
уверенность в своем счастливом будущем?
— На благотворительном базаре Анна стыдится, что у
нее «такой бедный, такой обыкновенный отец». Чем вызвано это ее новое отношение
к отцу?
— Объясните разницу между тремя, казалось бы,
одинаковыми эпизодами, когда мальчики-братья Анны умоляют отца: «Папочка, не
надо!» Что именно каждый раз «не надо»?
— В рассказе есть «роман без слов». Что вы можете
сказать об этом персонаже, изображенном Чеховым лишь средствами словесной
живописи? Как это выражает отношение к нему автора?
— Как изображается в рассказе процесс опошления
человека, оскудения его личности? В чем своеобразие приемов разоблачения
обывательщины в рассказе Чехова? Каковы причины духовного обнищания персонажей
его рассказов «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Анна на
шее»?
— Прочтите самостоятельно рассказ «Дама с собачкой».
Напишите сочинение на тему «Две Анны» (сопоставление сюжетных ситуаций и
характеров героинь рассказов Чехова «Анна на шее» и «Дама с собачкой»).
— Напишите рецензию на один из лирико-драматических
рассказов Чехова, например: «Дама с собачкой», «Учитель словесности», «Дом с
мезонином» и др. (по выбору).
Воспользуйтесь при этом примерным планом по
рецензированию художественных произведений:
1. Укажите фамилию, имя автора, название, дату
издания, кратко сообщите, что вы знаете об авторе, о времени его жизни и творчества,
истории создания произведения, его жанре.
2. О чем говорится в произведении (тема,
краткое изложение содержания, время и место действия)? В чем его основная идея?
3. Как построено произведение, из каких основных
частей оно состоит, как развиваются изображенные в нем события? Перечислите
основных героев, охарактеризуйте главного из них, если такой выделен (какие
поступки совершает герой, каков его характер, чем он вам нравится или не
нравится и т. д.).
4. Что в произведении вам особенно понравилось (или
не понравилось) и почему? Какие эпизоды особенно заинтересовали и чем (изображение
событий, портретов, характеров людей, предметов, явлений природы и т. д.)?
5. Что нового вы узнали из прочитанного? Все ли
поняли? Что может повлиять на изменение вашего характера?
6. С какими другими произведениями этого автора или
других писателей можно сопоставить это произведение, к каким выводам такое
сопоставление приводит?
7. Ваша окончательная оценка произведения. Обоснуйте
ее. При этом следует помнить принципиальный подход Чехова к изображению
поступков и характеров, например, в рассказе «Анна на шее»:
«Только, пожалуйста, не рыдайте. Это противно... Всю
жизнь ничего не делать, всю жизнь эта праздничная ребяческая болтовня, ломанья,
кривлянья, — неужели у вас самого голова еще не закружилась и не надоело
так жить? Тяжело с вами! Скучно с вами до одурения!.. Во всяком случае,
негодование и суровые попреки тут бесполезны, и скорее нужно смеяться: одна
хорошая насмешка сделала бы гораздо больше, чем десяток проповедей».
|