После совместного чтения поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
побеседуем по вопросам:
— Литературовед Л. А. Розанова в книге
«Поэма Н. А. Некрасова „Кому на Руси жить хорошо"» пишет: «„Кому на
Руси жить хорошо" единодушно признали шедевром Н. А. Некрасова.
Работа над этим произведением заняла не менее четырнадцати лет в жизни
художника». Кажется ли она вам шедевром?
— Вспомните главы в этой поэме Некрасова. Как они
называются?
— Известно ли вам содержание каждой из глав?
Вопросы и задания, которые могут помочь разобраться в
прочитанном:
— Что такое пролог? Что можем мы сказать о деревнях,
из которых «сошлись семь мужиков»? Как это удалось определить? Можно ли
сказать, что поэт хорошо знал жизнь этих деревень или географические названия
их в Ярославской и Костромской губерниях?
(Можно дать справку о том, что в Нижегородской губернии,
по сведениям г. в. Краснова, существуют такие говорящие названия
деревень — Горелово, Заплатино, Дырино, Несытово, такие же или подобные
названия были в Суздальском, Вязниковском и других уездах.)
Следовательно, большая часть названий могла быть взята
Н. А. Некрасовым из действительно существовавших, другая часть
вымышлена и образована по их примеру.
Предложим учащимся подумать над вопросами:
— Зачем собрались мужики?
— Какие литературные приемы можно наблюдать в поэме (олицетворение,
юмор, гипербола, сатира)?
— Как сочетается в тексте сплетение правды и
вымысла, фантастики и реальных событий? Что убеждает читателя в
правдоподобности изображаемых событий?
— Какова роль лирического героя поэмы?
— О чем думают крестьяне и что их волнует в первую
очередь? Назовите, кого спрашивали мужики о счастье (поп, помещик...).
— Дайте характеристику одного из персонажей или
расскажите его историю.
— Какая из глав показалась вам особенно горестной?
Почему?
— Понравилась ли вам поэма? Какое впечатление она
произвела?
— Назовите наиболее интересные высказывания о
Некрасове.
— Почему Некрасова называют народным поэтом? Что
значит для вас это определение?
— Если бы вам как редактору предложили составить
антологию стихов о любви поэтов XIX века, какое из некрасовских стихотворений
вы предложили бы в нее? Наряду с творчеством Некрасова-гражданина, внимающего
страданиям народным, защищающего и обличающего сильных мира сего, он и
поэт-лирик, воспевающий любовь в ее различных проявлениях.
Заключительное занятие полезно провести по самым крупным
темам, повторяя все, что прочитано.
Письменные задания аналитического и проблемного
характера:
— Напишите свои впечатления об одном из
«исповедальных» стихотворений Некрасова.
— Некрасов назвал свою Музу «музой мести и печали».
Согласны ли вы с этим?
— Сопоставьте стихотворения Некрасова «Надрывается
сердце от муки...» и Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...». Что общего
замечаете вы в отношении поэтов к природе? Чем отличается у них восприятие,
способ обрисовки?
— Какие портреты Некрасова вам известны? Кто их автор?
— Какие иллюстрации к некрасовским произведениям вы
знаете?
— Подготовьте доклад или сочинение, эссе на тему
«Муза Некрасова».
— Какие книги, посвященные жизни и творчеству
Некрасова, вышли в последнее время? Дайте отзыв на одну из них.
Советуем
прочитать
Розанова Л. О
творчестве Н. А. Некрасова. — М., 1988.
Скатов Н.
Современники и продолжатели. — Л., 1973.
|