Четверг, 25.04.2024, 22:10


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 9 КЛАСС

А. БЛОК. Лирика
25.04.2014, 18:05

В личности поэта Блока современники отмечали такие качества, как гражданственность, высокая культура, бескомпромиссность, принципиальность. М. Горький писал: «Блоку — верьте, это настоящий — волею Божией — поэт и человек бесстрашной искренности». Как вы понимаете это высказывание?

Ранняя лирика поэта была связана с символизмом, мистицизмом, верой в идеальный мир. Такой она осталась и в дальнейшем, но сущность символизма в творчестве Блока углубилась и наполнилась трагическим содержанием. Впоследствии в автобиографии Блок скажет: «Каждый год моей сознательной жизни резко окрашен для меня своей особенной краской. Из событий, явлений и веяний, особенно сильно повлиявших на меня так или иначе, я должен упомянуть: встречу с Вл. Соловьевым, которого я видел только издали; знакомство с М. С. и О. М. Соловьевыми, З. Н. и Д. С. Мережковскими и с А. Белым...» Далее поэт вспоминает свои поездки, впечатления, оставившие большой след в его сердце.

Познакомим девятиклассников со «Стихами о Прекрасной Даме», «На поле Куликовом», «Россия», «Русь», «Скифы».

Пусть вслушаются школьники в музыку блоковских стихотворений:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова.

Я каждый день издалека

Следил за ней, на все готовый.

«Стихи о Прекрасной Даме»

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла...

«На поле Куликовом»

 

О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

«О, я хочу безумно жить...»

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь.

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь.

 «Русь»

 

...Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, —

С раскосыми и жадными очами!

«Скифы»

 

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею,

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

 «Россия»

 

 Рассказ о жизни и творчестве А. Блока также может быть распределен между учащимися и учителем. При этом можно прочитать или пересказать автобиографию поэта (см. энциклопедические справочники, книгу «Русская литература. XX век» (М., 1995).

Пусть школьники поразмышляют над стихотворениями и их отдельными фрагментами. Как развивается тема родины в стихотворениях Блока? Как понимают школьники строчки:

О, весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

 Что в личности поэта, его творческой жизни и стихотворениях вам показалось особенно значительным? Современен ли поэт? Какие его стихотворения кажутся наиболее близкими сегодня? Чем?

Подготовьте рассказ о поэте или чтение одного из стихотворений наизусть, рассуждение о значении А. А. Блока в русской литературе.

Александр Блок — один из самых значительных поэтов XX века, эпохи русского символизма. Стихотворения Блока в программу для учащихся младших и средних классов были включены в минимальном количестве, следовательно, знание Блока и его поэзии возможно только при достаточно полном рассказе учителя, который впервые познакомит школьников с выдающимся русским поэтом, расскажет о его жизни и судьбе, заинтересует звучанием его поэзии, вдохновит на самостоятельное чтение.

Если 9 класс для них будет завершающим, то важно привить тягу к самостоятельному чтению стихотворных шедевров Блока.

Преподаватель расскажет о семье и детстве, в котором будущего поэта опекали женщины — мать, бабушка, прабабушка, няня, тетя, что с семи лет он начал писать стихи. Сначала — не понравившаяся поэту гимназия, затем — «театр, флирт, стихи...», университет. С 18 лет начинается, по словам Блока, «серьезное писание». Внимание к нему проявляют Михаил и Ольга Соловьевы, в. Брюсов.

Первый сборник стихов — «Стихи о Прекрасной Даме». Встреча с Л. Д. Менделеевой. Женитьба. Блок и Белый. Символисты. Учителю предстоит просто и кратко охарактеризовать сложную эпоху начала века, символизм и его черты в поэзии Блока.

В раннем творчестве Блок мечтает об идеальном, цельном человеке, тесно соединенном с миром. Увлечение Менделеевой, будущей женой поэта, вызвало к жизни «Стихи о Прекрасной Даме», для которых характерны искренность, нравственная чистота, возвышенность чувств.

В дальнейшем Блок отражает в своих стихах трагизм «страшных лет России», глубину переживаний. Литературоведы подчеркивают, что все его творчество — о России. «Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или гибель» («Россия», «О, весна, без конца и без краю...», «На поле Куликовом», «Родина»). Поговорим об этих стихотворениях на уроке подробнее — прочитаем, подумаем, обсудим...

Трагическое ощущение жизни не уходит из поэзии Блока («Ночь, улица, фонарь, аптека...»). В январе 1918 года была написана поэма «Двенадцать». Девятиклассникам пока рано знакомиться с ней подробно, но надо знать о ее существовании, об отражении в ней революционных событий и вместе с тем о символических образах вьюги, метели, пурги, ветра, снега, помогающих представить смятенность, трагичность. Пусть в классе прозвучат такие шедевры, как «Соловьиный сад», «Ямбы», «Стихи о Прекрасной Даме», «Незнакомка», «О доблести, о подвигах, о славе...», «На поле Куликовом» и др.

Литературовед Л. К. Долгополов в книге «Александр Блок» (Л., 1978) пишет: «...Блок с возможной лирической полнотой и экспрессией выразил кризис человеческой личности. В этом и состоит непреходящее значение его творчества и его самого как неповторимой человеческой индивидуальности. Поэтому, может быть, не так уж была не права Анна Ахматова, когда она написала на листке бумаги: «Блока я считаю не только величайшим поэтом первой четверти XX века, но и человеком-эпохой, то есть самым характерным представителем своего времени...»

Желательно, чтобы учащиеся ответили на вопросы, например:

— Как взаимодействуют реализм и символика в стихотворениях и поэмах Блока? (Приведите примеры.)

— Чем интересен вам поэт и человек А. Блок?

— Назовите стихотворения поэта о России, родной природе и любви, которые нашли отклик в вашем сердце.

— Вспомните высказывания А. Блока о поэзии. Какие из них особенно близки вам?

Советуем прочитать

Тимофеев Л. Творчество Александра Блока. — М., 1978.

Долгополов Л. Александр Блок: Личность и творчество. — Л., 1978.

Бекетова М. Воспоминания об Александре Блоке. — М., 1991.

Лесневский Ст. Путь, открытый взорам: Московская земля в жизни Александра Блока. — М., 1980.

Орлов Вл. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. — Л., 1978.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 9 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 2048 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0