Начиная уроки, посвященные Н. М. Карамзину,
учителю важно, на наш взгляд, самому подготовить небольшой, но емкий рассказ о
писателе, включив в него оценку в. г. Белинского: «К чему ни
обратись в нашей литературе — всему начало положено Карамзиным:
журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму,
изучению истории».
Хорошим материалом для такого рассказа может служить
книга в. И. Федорова «Русская литература XVIII века». Обратите
внимание на основные этапы жизни и творчества писателя, не отягощая память
девятиклассников подробностями, которые понадобятся им позднее.
Примерная
структура:
Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по
старому стилю) 1766 года в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в
деревне, на берегу Волги, там он овладел основами грамоты, затем —
симбирский пансион, вскоре его определили в пансион Шадена, профессора
Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного
профиля, близкое к университетскому. С 1783 года — военная служба, которая
прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с
И. П. Тургеневым, который привозит Карамзина в Москву. Кружок Н. И. Новикова.
Особенно подружился Карамзин с молодым литератором А. А. Петровым, с
которым, по поручению Новикова, редактировал первый в России детский журнал
«Детское чтение для сердца и разума». Человек и его переживания станут впоследствии
неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие
взгляды его формируются под воздействием двух полярных
«систем» — масонства и просветительства. В 1803 году
Н. М. Карамзин приступает к многотомному труду по истории России.
Смерть писателя в 1826 году прервала эту работу на XII томе, где излагались
события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.
Творческий путь писателя начался переводами. Затем
появляются и собственные произведения в стиле сентиментализма —
«Русская истинная повесть: Евгений и Юлия». В конце XVIII — начале
XIX в. появляются «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Юлия»,
«Марфа-посадница» и др. Особую популярность получили «Наталья, боярская дочь» и
«Бедная Лиза».
И Лиза, и ее мать, и покойный отец — люди высоких
моральных качеств. В идиллических тонах рисуется роман между дворянином
Эрастом и крестьянской девушкой Лизой. Его трагический конец — результат
обстоятельств и легкомысленного характера героя, а не социального неравенства.
Автор сосредоточил свое внимание на психологии героев. Успеху у читателей
повесть обязана прежде всего своей гуманистической направленностью.
Сентиментально-психологической является и повесть
«Наталья, боярская дочь», обращенная ко временам царя Алексея Михайловича.
Сентиментальное воспроизведение душевных переживаний еще
более последовательно отразится в поэзии Карамзина («Поэзия», «Послание к
Дмитриеву», песня «Прости»).
Любовь и дружба — вот чем можно
Себя под солнцем утешать...—
|
писал поэт в «Послании к Дмитриеву».
Творчество Н. М. Карамзина сыграло выдающуюся
роль в истории русской литературы. А. С. Пушкин, с малых лет ценивший и
отличавший его от всех других писателей, говорил: «Чистая, высокая слава
Карамзина принадлежит России...»
Рассказ учителя подкрепляется чтением учащимися небольшой
статьи в учебнике о Карамзине и энциклопедической справки о сентиментализме,
ответами на вопросы, помещенными после этих статей. Дома школьники прочтут
повесть «Бедная Лиза» и стихотворение «Осень», подготовятся к пересказам и
беседе в связи с прочитанным.
Второй урок посвящается повторению сведений об авторе,
осмыслению понятия «сентиментализм», анализу прочитанного дома.
В целях воспитания патриотизма, интереса и любви к
российской истории педагогу очень важно пробудить интерес учащихся к самостоятельному
чтению если не в полном объеме «Истории государства Российского», то ее
фрагментов. Попросите их рассказать о своих впечатлениях, порекомендуйте
прочитать книги: «Литература. 9 класс. Хрестоматия художественных
произведений», «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по
литературе. 9 класс», «Российская школьная хрестоматия» (9 класс).
Карамзин преобразовал, сблизил литературный и разговорный
язык. Учитель напомнит школьникам, что именно Карамзин ввел в русский язык
такие слова, как общественный,
общеполезный.
Старшеклассники, подготовившие сообщения, расскажут о жизни писателя,
значении его творчества («Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным,
как Америка Колумбом», — писал А. С. Пушкин), и о «Бедной Лизе»,
и о главном его труде «История государства Российского», который по выходе
покупался нарасхват всеми слоями общества. К сентиментализму или классицизму
относим мы «Бедную Лизу»? Чем интересна сегодняшнему читателю «История
государства Российского» или «Записка о древней и новой России» в ее
политическом и гражданском отношении? |