Пятница, 19.04.2024, 14:35


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 9 КЛАСС

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. «Белые ночи»
25.04.2014, 18:15

Изучение повести («сентиментального романа») «Белые ночи» представляет для учащихся и учителей определенные сложности. Достоевский — «трудный» писатель, и «Белые ночи» не самое простое его произведение. Предлагаем один из вариантов плана изучения повести «Белые ночи».

1-й урок. Слово о Ф. М. Достоевском. Основные этапы жизни и творчества (лекция учителя о юности писателя и начале его литературной деятельности; сообщения учащихся по особым индивидуальным заданиям).

Приведем примерный план такого вступительного слова:

1. Семья штаб-лекаря в больнице для бедных.

2. В Инженерном училище.

3. «Одна моя цель — быть на свободе».

4. «Самая восхитительная минута».

5. Петербургский мечтатель. «Белые ночи» (1848).

6. «Подвергнуть смертной казни расстрелянием» (22 декабря 1849 года).

7. В Мертвом доме. Годы изгнания. За рубежом и на родине.

8. «Анна Григорьевна Сниткина — горлица среди ворон».

9. Великие романы: роман-исповедь («Преступление и наказание»), роман-поэма («Идиот»), роман-памфлет («Бесы»), роман воспитания («Подросток»), роман-синтез («Братья Карамазовы»).

10. Пушкинская речь. Болезнь и смерть 8 июня 1881 года.

11. Обмен впечатлениями учащихся о заранее прочитанной повести. Выделение наиболее важных фрагментов повести. Краткое изложение сюжета повести. Образ Петербурга, белых ночей — образ места страданий человека и символ поэзии, красоты жизни.

2-й урок. Беседа о содержании 2—4-й «ночей». Лирическая атмосфера повести. Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей. Внутренняя судьба личности — основная тема повести «Белые ночи» и других произведений Достоевского.

3-й урок. Роль истории Настеньки в «сентиментальном романе». Истоки трагического финала «сентиментального романа». Настенька как воплощение действительной жизни. «Зачем мы все не так, как братья с братьями?» Жанровые особенности повести. Повествование от лица героя. «Диалогическое слово в монологе». Своеобразие пейзажа у Достоевского.

Успех урока в большой степени зависит от предварительной работы с учащимися. Этому способствуют опережающие вопросы и задания:

1. Общие задания:

— Самостоятельно прочитать до изучения в классе повесть «Белые ночи». Подготовить краткий пересказ сюжета повести.

— Определить композиционные особенности повести.

— Озаглавить с помощью цитат части повести, например: «Ночь первая — „Я мечтатель"».

2. Групповые задания:

— 1-й ряд — Как вы понимаете подзаголовок повести Достоевского? Почему она названа «сентиментальным романом»?

— 2-й ряд — Что подсказывает вам для понимания особенностей повести ее второй подзаголовок — «Из воспоминаний мечтателя»?

— 3-й ряд — Как вы понимаете слова Достоевского: «Мечтатель — странное существо среднего рода»?

3. Индивидуальные задания:

— Подготовьте сообщения об этапах жизни и творчества Достоевского в дополнение к вступительному слову учителя (см. в примерном плане «Слова» пункты 6—10).

— Сопоставьте изображение Петербурга у Пушкина, Гоголя и Достоевского (устно или письменно).

Достоевский в значительной степени писатель автобиографический, поэтому во вступительном слове о нем важно сообщить факты биографии автора, помогающие освоению изучаемого произведения.

30 октября 1821 года в казенной квартире штаб-лекаря Достоевского при московской Мариинской больнице для бедных родился сын Федор... Рядом с больницей было печальное кладбище, и все это место называлось «убогим домом», а улицу москвичи поэтому прозвали Божедомкой. Это был район бедных людей, «униженных и оскорбленных», будущих персонажей произведений Достоевского.

Учитель расскажет о том, как братьев Федора и Михаила Достоевских после смерти матери поместили в Инженерное училище и «испортили нашу будущность», как вспоминал позже писатель. После производства в офицеры Федор Михайлович стал жить на частной квартире, что позволило ему чувствовать себя свободным и мечтать о творчестве. «Я был тогда страшным мечтателем, — вспоминал позднее Достоевский. — И чего я не перемечтал в моем юношестве...» Через несколько лет в своей повести «Белые ночи», отмеченной сильным «психологическим автобиографизмом», писатель изобразил одинокого фантазера, романтически оторванного от окружающего мира. В ряде его произведений 40-х годов появится этот образ петербургского мечтателя, человека доброго, но слабого, протестующего против несправедливого общества, только протест этот чаще всего воображаемый.

Весной 1845 года Достоевский заканчивает свой первый роман «Бедные люди». История его опубликования известна, следует воспроизвести ее в классе, рассказав о том, как Некрасов и Григорович рано утром ворвались в квартиру известного критика Белинского со словами: «Новый Гоголь явился!» «У вас Гоголи-то как грибы растут», — строго заметил критик, но, прочитав рукопись, воскликнул: «Что автор — молодой человек?» — и, узнав, что ему нет и 25 лет, произнес: «Ну, так он гениальный человек!» Потом Белинский скажет самому Достоевскому: «Цените Ваш дар и оставайтесь верным ему и будете великим писателем!» «Я вышел от него в упоении, — рассказывал Достоевский. — ...Началось что-то... такое, чего я и не предполагал тогда даже в самых страстных мечтах моих (а я был тогда страшный мечтатель)... Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни».

В 1848 году Достоевский создает свой «сентиментальный роман» о петербургском мечтателе. Н. Долинина в книге «Предисловие к Достоевскому» одну из глав называет «Фантастический мир Петербурга». Замечено, что многие люди представляют белые ночи как соединение ночи и дня. И эта двойственность производит фантастическое впечатление призрачности. В таком городе, в такие ночи и должен был герой повести сказать о себе: «А все-таки моя ночь была лучше дня!» У мечтателя это именно его ночь, которая является полем для развертывания сюжета повести. Ученики могут произвести краткое его изложение.

В этой обстановке происходит случайное знакомство, зарождается робкая и в то же время пылкая любовь. Но счастье вскоре меркнет «вместе с неверным, обманчивым блеском короткой белой ночи. Мечтатель снова остается один».

Сам Достоевский вспоминал время, когда создавалась повесть: это было прежде всего особое ощущение Петербурга со всеми его резкими социальными контрастами как «фантастической волшебной грезы», как чего-то стоящего на грани реальности и фантастического вымысла (М. Бахтин).

Беседа о содержании повести может опираться на следующие вопросы:

— Случайно ли, что герои Достоевского никогда не имеют никакого настоящего человеческого дела? В чем причина бездействия Мечтателя? Почему он так безмерно одинок?

— Почему «Белые ночи» написаны от первого лица, в форме исповеди? Чей голос слышится вам в рассказе героя и в ночных грезах? Каково отношение рассказчика к мечтательности как образу жизни? Какую роль играет в повести тема несостоявшейся любви, отнятого счастья? Связано ли это с мечтательностью героя?

— Достоевский пишет в то время: «В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни... но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называется мечтательностью, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем». Покажите на примерах из повести, что эта характеристика справедливо относится к главному герою повести. Как именно связана тема несостоявшегося счастья с темой мечтательности героя?

— Как вы оцениваете любовь героя к Настеньке? Готов ли он пожертвовать собой ради счастья любимой или он в своей любви эгоистичен? Как объяснить то, что любовь Мечтателя к Настеньке освещена белыми ночами Петербурга? Спасает ли эта любовь героя от бесплодной мечты?

— Почему повесть, несмотря на свой печальный конец, не производит впечатления трагедии? За что благодарен Мечтатель своей любимой?

— Как вы относитесь к чувствам и поведению Настеньки? Искренна ли она в своем братском отношении к герою?

— Определите отношение автора и свое собственное к словам Настеньки: «Зачем мы все не так, как братья с братьями?»

— У Достоевского, как правило, нет развернутого пейзажа. У него как бы пейзажные ремарки, рассыпанные по всему полю действия. Главное в них — это общее впечатление, но связанное с переживаниями героев. Вспомните переживания героя в связи с созерцанием вечерней зари.

В юные годы Достоевский увлекался романтизмом. В известном смысле он навсегда остался романтиком, но хорошо видевшим слабости романтизма. При этом даже ранняя проза его близка к реальной жизни, только в его реализме много романтизма. Попытайтесь найти в повести проявления такого реализма.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 9 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 9096 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/4
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0