Вторник, 16.07.2019, 10:56

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 9 КЛАСС

А. С. ГРИБОЕДОВ. «Горе от ума»
26.04.2014, 10:09

Изучение этой темы представляет собой трудную задачу для учащихся и учителя: крупное драматическое произведение, да не просто пьеса, а пьеса в стихах.

Известны слова Гоголя: «Драма живет только на сцене». Поэтому надо учить школьников не просто читать, а «мысленно смотреть» драматическое произведение, воображать себе реальное действие, обстановку и участников конфликта. В самостоятельном чтении учащиеся почти никогда не встречаются с драматургией: «Чтение пьесы требует большого напряжения и большой сосредоточенности... ее читать трудно» (Т.В. Чирковская).

В этом плане очень полезны задания, как бы роли для читателей-учеников, позволяющие им «войти внутрь персонажа». Предлагается следующая примерная схема работы.

«Я исполняю роль...»

1. Почему мной выбрана эта роль (если она выбрана самостоятельно)?

2. Какое место в пьесе занимает «мой» персонаж?

3. Какими представляются его внешность, манера держаться, говорить?

4. В каких обстоятельствах он изображен?

5. Что я знаю о его прошлой жизни (до появления на сцене)?

6. Каковы его отношения с другими действующими лицами?

7. К чему он стремится (какова его «сверхзадача»)?

8. Что он делает, что говорит и что на самом деле думает и чувствует (то есть каков подтекст роли)?

«...При анализе пьесы нельзя рассматривать действие в отрыве от характеров. Более целесообразен целостный анализ ее вслед за развитием сценического действия, от явления к явлению» (С. Н. Юзбашев).

Этой работе предшествует разговор об авторе и о его пьесе как едином целом. Итоговые занятия можно посвятить сопоставлению пьесы с ее сценическим или экранным воплощением.

Первое действие читает целиком учитель, чтобы установить отношение к героям. Начать следует с чтения и комментирования афиши: «...Фамусов. Управляющий в казенном месте. Софья Павловна. Его дочь. Лизанька (как ученики объясняют эту форму имени?)... Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михайлович, муж ее».

Ремарки, описывающие место действия, следует развернуть в картину, т. е. ввести учащихся в богатый барский дом Фамусова.

1—4 явления можно прочесть без комментариев. После этого задать вопросы, выясняющие уровень восприятия текста и готовящие учащихся к дальнейшей работе:

— Что мы узнали из прочитанных явлений? (Предлагается ответить кратко, не пересказывая содержания.)

— Началось ли уже действие? Столкнулись ли герои в конфликте?

После ответов учащихся желательно напомнить им, что называется сюжетом произведения, дать определение экспозиции (вступительная часть сюжета: изображение времени и места действия, среды, обстановки, где складывались и развивались черты характеров действующих лиц).

Читаем 5 явление. Что важно в этой сцене? Что нового узнали мы о героях пьесы? Чье появление подготавливает автор?

После знакомства с 6—8 явлениями выясняем, что конфликт уже наметился; но началось ли действие? Даем определение завязки действия (события, с которого начинается действие в произведении, вызывающего за собой все остальные события).

После чтения последних явлений действия уместна небольшая обобщающая беседа о том, что мы узнали по первому действию о взаимоотношениях Чацкого и Софьи. Что значит реплика Софьи в 8 явлении «Ах, батюшка, сон в руку»? Ведь мы знаем, что Софья не спала всю ночь. Какой же смысл имеют ее слова?

— Нельзя ли по репликам Софьи в 7 явлении сделать вывод о сходстве или различии отношения ее и Чацкого к жизни?

— Что мы узнали о Чацком по первому действию?

Для обучения выразительному чтению, пониманию подтекста особенно подходит 7 явление.

Задание на дом: повторить значение понятий «экспозиция» и «завязка». Подготовить развернутый устный ответ на вопрос: «Какова роль (экспозиционная) первого действия во всей комедии?» Подготовить выразительное чтение монологов Фамусова и Чацкого из второго действия.

В начале следующего урока полезно вспомнить содержание первого действия, используя домашнее задание. Учитель вводит учащихся в обстановку второго действия и предоставляет слово для выразительного чтения первого монолога Фамусова заранее подготовленному ученику («Петрушка, вечно ты с обновкой...»). В дальнейшем при комментировании второго действия в него включается заранее подготовленное учащимися выразительное чтение наизусть монологов.

Затем анализируем характер монолога, внутреннее состояние героя, его произносящего, цель введения этого монолога в комедию.

Полезно сопоставить монологи Чацкого и Фамусова с определенным целевым заданием, выяснить, как характеризуют эти монологи героев, их произносящих. Случайно ли столкновение этих героев? Что нового узнали мы о действующих лицах после чтения второго действия?

Вводится новое понятие «развитие действия», начало которого положено завязкой; оно дает представление о возможных путях разрешения конфликта, столкновения героев, обнаруживает связи и противоречия между ними, раскрывает различные черты характеров, позволяет автору показать характеры в развитии, в изменении в зависимости от различных условий, показать и воздействие самих героев на окружающую их обстановку.

Задание на дом: сравнить монолог Чацкого из первого действия «Ну, что ваш батюшка...» и монолог Фамусова из второго действия «Вкус, батюшка, отменная манера...», сделать вывод об отношении обоих героев к Москве того времени, всем учащимся подготовить для выразительного чтения монологи Фамусова и Чацкого из первых трех действий, группе учащихся подготовить выразительное чтение по ролям диалога Чацкого и Молчалина из третьего действия.

После чтения 1 явления третьего действия задайте вопросы учащимся:

— Как понимают ум Чацкий и Софья? Комедия называется «Горе от ума». О каком уме, приносящем горе, идет здесь речь?

Особое внимание уделяется выразительному чтению и анализу диалога Чацкого и Молчалина по предложенному учителем примерному плану. Завершает чтение всего третьего действия краткая беседа на основе следующих вопросов:

— Почему общество таким образом встретило весть о безумии Чацкого?

— Какова роль Софьи в распространении сплетни? Зачем она это сделала?

— Какова роль третьего действия в комедии?

Учитель сообщает учащимся определение кульминации (момента наибольшего напряжения в развитии действия произведения).

Задание на дом: охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя из общих и индивидуальные черты; подготовить выразительное чтение монологов четвертого действия.

В начале следующего урока учитель может в краткой беседе с учащимися восстановить в их памяти сцену Чацкого и Молчалина из третьего действия и подвести учеников к выводу на основании сопоставления персонажей, анализа их конфликта. Ориентиром в этой беседе могут быть тезисы, предлагаемые в. И. Зольниковой в ее книге «Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением» (М.: Просвещение, 1978):

1. Внешний облик Молчалина и Чацкого.

2. Речь как зеркало их характеров.

3. Как отзывается Софья о Молчалине и Чацком?

4. Роль Чацкого и Молчалина во внешнем конфликте (выяснить, что учащиеся понимают под внешним конфликтом).

5. Афоризмы Молчалина и Чацкого — воплощение их взглядов на жизнь.

6. Роль Чацкого и Молчалина во внутреннем конфликте; что ученики понимают под внутренним конфликтом?

7. Молчалин и Чацкий — люди одного поколения, но разных взглядов.

Беседа должна лишь подвести к выводам, так как четвертое действие завершит представление учащихся об этом конфликте.

От столкновения двух героев перейдем к столкновению героя со всем обществом, характеризуя гостей Фамусова на балу.

Заключительное чтение учителем последних явлений комедии. Определение развязки пьесы — разрешения конфликта, происшедшего в результате развития событий пьесы. Чтение учащимися двух монологов Чацкого из четвертого действия («Что это? слышал ли моими я ушами!» и «Не образумлюсь, виноват...»), краткий анализ вместе с учащимися психологического состояния Чацкого в финале комедии. При этом особое внимание уделяется причинам, обусловившим нарастание гнева Чацкого в сравнительно короткий отрезок времени.

— Отличаются ли по тону друг от друга эти два монолога Чацкого?

— Во втором монологе Чацкий говорит: «Мечтанья с глаз долой и спала пелена». Какая именно пелена спала с его глаз? Что нового узнал Чацкий за время, прошедшее между первым и вторым монологами? Что же вызвало такой гнев Чацкого?

— Кого, по вашему мнению, называет Чацкий общим именем «мучителей толпа»?

— В чем, как вы думаете, драма Софьи?

Задание на дом: подготовиться к уроку-беседе на тему «Прошедшего житья подлейшие черты» (защитники «века минувшего» в изображении Грибоедова), повторить подготовленные монологи к уроку для чтения и анализа в рамках общей характеристики.

Урок «Прошедшего житья подлейшие черты» состоит из двух частей: первую условно можно назвать «Барин... да!» (типичные черты барина-крепостника в характере Фамусова. Фамусовская Москва), вторую — «Какие-то уроды с того света».

В начале урока следует вместе с учащимися определить, какое столкновение, какой конфликт и между кем лежит в основе всех событий в комедии «Горе от ума». Учащиеся довольно быстро приходят к выводу, что «горе от любви», борьба за руку Софьи существуют в пьесе, но не это определяет ее главный конфликт. Можно напомнить слова «как посравнить да посмотреть век нынешний и век минувший...», чтобы образно сформулировать характер главного конфликта. Важно только помнить, что «век нынешний» и «век минувший» — понятия не столько хронологические, сколько политические и морально-нравственные, «активными антагонистами Чацкого в „Горе от ума" являются не только старики, но в не меньшей мере и ровесники героя — Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Софья и даже недавний друг и товарищ Платон Михайлович Горич» (см.: Борисов Ю. «Горе от ума» Грибоедова. Жизненный контекст и противоречия эпохи // Литература в школе. — 1980. — № 3. — С. 12).

И все же чаще всего «век минувший» ассоциируется с Фамусовым, недаром лагерь противников Чацкого часто называют фамусовской Москвой. Чем это можно объяснить? Почему именно Фамусов воплощает в себе полнее всего «прошедшего житья подлейшие черты»? Эти вопросы должны определять весь ход анализа.

— Понимает ли Фамусов непримиримость столкновения между двумя «веками»? Как он оценивает «век нынешний»? Почему он называет его «ужасным веком»? Почему именно век «государыни Екатерины» кажется Фамусову самым прекрасным?

— «Прямой был век покорности и страха, / Все под личиною покорности к царю» — согласился ли бы с такой оценкой века Екатерины Фамусов, если бы Чацкий произнес эти слова без осуждения?

— Москва считалась в то время хранительницей старины, именно поэтому о Фамусове говорят: «Как все московские, ваш батюшка таков...» Да и сам Фамусов подтверждает, что «на всех московских есть особый отпечаток», понимая под этим милые ему черты. Сопоставление монологов Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера...» из второго действия и монолога Чацкого «Что нового покажет мне Москва?» из первого действия дает возможность увидеть общее и различное в мнениях двух героев о Москве. Сопоставьте, например, отношение к иностранцам Фамусова и Чацкого. Что общего и что различного в этих мнениях?

Вместе с учащимися следует выделить такие важные характеристики фамусовского «московского отпечатка», как «по отцу и сыну честь», «будь плохонький, / Да если наберется душ тысячки две родовых — / Тот и жених», «ведь только здесь и дорожат дворянством», «дверь отперта для званых и незваных, / Особенно из иностранных» и т. д.

Обратим внимание учащихся на первые слова Фамусова в пьесе, с которыми он появляется: «Барин... да!» Конечно, это не случайно. Именно барство выделяется прежде всего в Фамусове как в первом лице барской Москвы. Не зря ведь и Лиза говорит: «Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев и барская любовь». Ведь Фамусов гневается не просто как обиженный отец, а прежде всего как барин-крепостник: «В работу вас, на поселенье вас...», «изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить» и т. д. И это не простая угроза. Фамусов всегда «брюзглив, неугомонен, скор», потому еще до скандала Лиза предупреждала Софью: «...запрет он вас, — добро еще со мной; а то, помилуй Бог, как разом / Меня, Молчалина и всех с двора долой». Об этом же говорит и Молчалин: «...А меня так разбирает дрожь, / И при одной я мысли трушу, что Павел Афанасьич / Раз когда-нибудь поймает нас, разгонит, проклянет!»

Учебник предлагает примерную характеристику основных персонажей комедии. Им надо воспользоваться на уроке для общей характеристики Фамусова.

Полезно проанализировать с учащимися толкование значащей фамилии Фамусова («известный»), напомнив слова комедии о других персонажах: «известный человек, солидный», «Татьяна Юрьевна. Известная — притом чиновные и должностные — / Все ей друзья и все родные». Пусть ученики сами вспомнят, кто является друзьями и родными Фамусова.

Каково положение Фамусова в обществе? («Управляющий в казенном месте», богатый барин, свой человек среди знати — графов, князей, камергеров.) Пусть учащиеся охарактеризуют его отношение к службе, делам, служащим.

Комедия называется «Горе от ума». Проблема ума стоит в центре произведения. Умен ли Фамусов? Бесспорно, не глуп. Суждения его подчас метки, остроумны. Но ум Фамусова и ум Чацкого как бы разной природы. Слово «умник» в те времена значило «смутьян», «бунтовщик», поэтому Фамусов скажет в похвалу не «умен», а «смышлен».

Ум Чацкого для него чума, как и для других представителей этого общества («Да этакий ли ум семейство осчастливит» — Софья, «Ученостью меня не обморочишь» — Скалозуб и др.). Соответственно складывается и отношение Фамусова к культуре и просвещению, к людям, и его нравственность.

Ровесников Фамусова на сцене не так уж много. Откуда же появляется ощущение, что в комедии Фамусовых большинство?

В общей беседе следует рассмотреть и образы «толпы мучителей», привлекая для доказательства своих утверждений и внесценические образы.

Общая беседа может вестись на основе следующих вопросов:

— Какую армию представляет в комедии Скалозуб? За что он получил награды? Каковы его взгляды на культуру, на службу? Отличаются ли они от взглядов Фамусова?

— Что вам известно о жизни Молчалина, о завещании его отца? Благодаря чему Молчалин продвигается по службе, завоевывает любовь Софьи, расположение Фамусова и его гостей? Прав ли Чацкий, считая Молчалина глупым? Верно ли наблюдение Чацкого, что в Молчалине «Загорецкий не умрет»? Какую роль в этом обществе играет Молчалин? Как, по вашему мнению, сложится его дальнейшая судьба? Как вы понимаете слова Чацкого: «Молчалины блаженствуют на свете»?

— Кого в финале комедии жалеет зритель, кроме Чацкого? Чем вызвано такое отношение к Софье? В чем сложность ее характера? Попробуйте объяснить, в чем Софья — дочь своего отца и почему она все-таки достойна любви Чацкого.

Составьте письменный план по теме «Фамусов — главный представитель „века минувшего"» в комедии Грибоедова». Подготовьте развернутые устные ответы на следующие вопросы:

— Почему гости с такой охотой поддерживают сплетню о безумии Чацкого? Как складывается общественное мнение в фамусовском обществе? Используя только текст комедии, восстановите полностью биографию А. А. Чацкого.

В процессе чтения и комментирования комедии ученики под руководством учителя делали наблюдения, накапливали материал о жизни и характере главного героя. На уроке следует этот материал собрать воедино, обобщить, сопоставляя Чацкого с другими персонажами комедии. На следующем уроке обобщите также материал, связанный с общественно-исторической обстановкой эпохи, пусть учащиеся обоснуют типичность героя. Основным подспорьем в этом станет критическая статья И. А. Гончарова.

Беседа о Чацком начинается с проверки домашнего задания подготовленной учащимися биографии героя, анализа его предыстории с обязательной опорой на текст комедии.

Учащиеся должны определить примерный возраст Чацкого (ему, пожалуй, не больше 20 лет, так как они с Софьей учились и играли вместе, расстались они три года назад, когда Софье было 14 лет. Вряд ли разрыв в возрасте игравших вместе детей мог быть более трех лет). Из-за раннего сиротства Чацкий воспитывался в доме Фамусова, потом покинул его, очевидно, для более серьезной учебы. Служил в министерстве и порвал с министрами, путешествовал на «кислых водах», оплошно (с точки зрения Фамусова) управлял имением, в прошлом году знался в полку с Горичем, сейчас возвращается на родину из чужих краев.

В определенной степени жизнь его напоминает биографию Грибоедова (вспомним с учащимися, что он — литератор: «и славно пишет, переводит»), хотя, конечно, он не Грибоедов, но человек в развитии, в динамике. Уместно вспомнить героя Радищева, выехавшего из Петербурга наивным, доверчивым, восторженным человеком и становящегося к концу путешествия все понимающим, гневным борцом. Можно сказать, что и Чацкий начинает свой «путь» в пьесе в определенной степени наивным романтиком, а заканчивает его человеком, весьма близким Грибоедову по своим взглядам и оценкам.

Радостным, влюбленным врывается Чацкий в дом Фамусова, разгневанным и оскорбленным покидает его, испытав «мильон терзаний». Само выражение «мильон терзаний», ставшее крылатым, включает в себя и «горе уму», и «оскорбленное чувство», но при всем том его нельзя воспринимать только как синоним страданий и мучений. Чацкий — боец по натуре, горечь разочарования сочетается у него с активным протестом, гневом, негодованием.

Можно снова пройти с учащимися весь «путь» Чацкого, акцентируя внимание на особо важных моментах ( помощь в подготовке вопросов и заданий учитель может получить из учебных пособий по литературе С. И. Севериненко и С. И. Давыдова для средних специальных учебных заведений и И. А. Фогельсона для вечерних и заочных школ), например:

Первое действие

— Как автор вводит в комедию Чацкого? Что говорят о нем в первом действии Лиза, Софья, Фамусов?

— Как характеризуют самого Чацкого его воспоминания о московском обществе (его занятиях, отношении к крепостным, взглядах на науку, отношении к иностранцам)?

Второе действие

— Как характеризует Чацкий в своих монологах «век нынешний» и «век минувший»? (Монологи вновь читаются учениками в классе.) Какие черты жизни московского дворянства и как характеризует Чацкий в монологе «А судьи кто?»

— Сопоставьте монологи Фамусова и Чацкого (интонации, особенности словаря, стиль речи).

Третье действие

— Какие черты характера Чацкого особенно ярко проявляются в сцене с Софьей? Есть ли в самом Чацком «та страсть, то чувство, пылкость та, / Чтоб, кроме вас, ему мир целый / Казался прах и суета»? Подтвердите ваше мнение материалом пьесы.

— Как взгляды Чацкого на жизнь проявились в его сценах с Молчалиным, Горичем, графиней-внучкой?

— Как клеймит Чацкий низкопоклонство перед всем иностранным? (Выразительное чтение соответствующего монолога.)

Четвертое действие

— В чем различие отношений Чацкого и Скалозуба к Репетилову?

— Чем отличается настроение героя при произнесении монологов «Что это?» и «Не образумлюсь...»?

— Какие мечтания владели Чацким? Какая пелена застилала ему глаза?

Самое главное мечтание: «Нет, нынче свет уж не таков, вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов»; вторая мысль: «Шалит, она его не любит».

Подводя итог изучению комедии, можно сказать: Чацкий был мечтателем, наивно верил, что в его время «вольнее всякий дышит...», что время скалозубов и молчалиных прошло, но он не сумел увидеть мир в истинном виде и недооценил силу фамусовской Москвы. Чацкого можно погубить, но нельзя превратить в Молчалина или Репетилова, в мужа-мальчика, крепостника, ненавистника разума или бесполезного болтуна. В конце комедии Чацкий разочарован в обществе. Между ним и фамусовской Москвой невозможно перемирие.

Чацкий не идеальный герой, а живой человек, сложный, противоречивый («по крайней мере не надутый»). Он может по-мальчишески ревновать, прятаться за колонну, упрекать Софью в том, что она его «надеждой завлекла», чего, как мы знаем, не было. Но он никогда не будет приспосабливаться к подлости, не сломается и всегда останется самим собой. Именно поэтому образ Чацкого — самая большая удача Грибоедова, сделавшая «Горе от ума» вечно живым произведением искусства. Ум Чацкого может принести ему горе, но насколько он выше и благороднее смышлености Фамусова и подобных ему.

Задание на дом: составить письменный план по теме «Кто же Чацкий — победитель или побежденный?», используя материал статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний»; прочитать отрывки из статьи И. А. Гончарова, помещенные в учебнике, и подготовить черновик плана этих отрывков.

Чтение в классе отрывка из статьи Гончарова «Мильон терзаний» (от слов «...Чацкого роль — роль страдательная...» до конца статьи, данной в учебнике). Совместное составление плана статьи, данной в учебнике. Вот примерный образец:

I. Своеобразие комедии «Горе от ума».

II. Значение образа Чацкого в комедии.

1) Человек ума и чувства.

2) Борьба Чацкого с «веком минувшим».

3) «Мильон терзаний» Чацкого.

4) «Мильон терзаний» Софьи.

5) Побежденный или победитель?

6) Один в поле воин, если он Чацкий.

III. Бессмертие Чацкого и комедии «Горе от ума».

Задание на дом: подготовиться к завершающей беседе «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных» (А. А. Бестужев); подготовиться к классному письменному сочинению.

Советуем прочитать

Баженов А. К тайне «Горя». Идеи и образы комедии Грибоедова «Горе от ума» // Литература в школе. — 1996. — №№ 4, 5.

Литература (приложение к газете «Первое сентября»). — 1995. — № 12 (весь номер).

Литература (приложение к газете «Первое сентября»). — 1996. — № 20 (весь номер).

Медведева И. «Горе от ума» А. С. Грибоедова. — М., 1974.

Петров С. М. «Горе от ума», комедия А. С. Грибоедова. — М., 1981.

Коровин В. И. Об интриге и жанре комедии «Горе от ума» // Литература (приложение к газете «Первое сентября»). — 2000. — № 34. — С. 5—9.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 9 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 2022 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ


ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ





Презентации к урокам
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Copyright MyCorp © 2019 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0