Изучение этой темы представляет собой трудную задачу для
учащихся и учителя: крупное драматическое произведение, да не просто пьеса, а
пьеса в стихах.
Известны слова Гоголя: «Драма живет только на сцене».
Поэтому надо учить школьников не просто читать, а «мысленно смотреть»
драматическое произведение, воображать себе реальное действие, обстановку и
участников конфликта. В самостоятельном чтении учащиеся почти никогда не
встречаются с драматургией: «Чтение пьесы требует большого напряжения и большой
сосредоточенности... ее читать трудно» (Т.В. Чирковская).
В этом плане очень полезны задания, как бы роли для
читателей-учеников, позволяющие им «войти внутрь персонажа». Предлагается
следующая примерная схема работы.
«Я исполняю роль...»
1. Почему мной выбрана эта роль (если она
выбрана самостоятельно)?
2. Какое место в пьесе занимает «мой» персонаж?
3. Какими представляются его внешность, манера
держаться, говорить?
4. В каких обстоятельствах он изображен?
5. Что я знаю о его прошлой жизни (до появления
на сцене)?
6. Каковы его отношения с другими действующими
лицами?
7. К чему он стремится (какова его
«сверхзадача»)?
8. Что он делает, что говорит и что на самом деле
думает и чувствует (то есть каков подтекст роли)?
«...При анализе пьесы нельзя рассматривать действие в
отрыве от характеров. Более целесообразен целостный анализ ее вслед за
развитием сценического действия, от явления к явлению» (С. Н. Юзбашев).
Этой работе предшествует разговор об авторе и о его пьесе
как едином целом. Итоговые занятия можно посвятить сопоставлению пьесы с ее
сценическим или экранным воплощением.
Первое действие читает целиком учитель, чтобы установить
отношение к героям. Начать следует с чтения и комментирования афиши: «...Фамусов.
Управляющий в казенном месте. Софья Павловна. Его дочь. Лизанька (как
ученики объясняют эту форму имени?)... Наталья Дмитриевна, молодая
дама, Платон
Михайлович, муж ее».
Ремарки, описывающие место действия, следует развернуть в
картину, т. е. ввести учащихся в богатый барский дом Фамусова.
1—4 явления можно прочесть без комментариев. После этого
задать вопросы, выясняющие уровень восприятия текста и готовящие учащихся к
дальнейшей работе:
— Что мы узнали из прочитанных явлений? (Предлагается
ответить кратко, не пересказывая содержания.)
— Началось ли уже действие? Столкнулись ли герои в
конфликте?
После ответов учащихся желательно напомнить им, что
называется сюжетом произведения, дать определение экспозиции (вступительная
часть сюжета: изображение времени и места действия, среды, обстановки, где
складывались и развивались черты характеров действующих лиц).
Читаем 5 явление. Что важно в этой сцене? Что нового
узнали мы о героях пьесы? Чье появление подготавливает автор?
После знакомства с 6—8 явлениями выясняем, что конфликт
уже наметился; но началось ли действие? Даем определение завязки действия (события,
с которого начинается действие в произведении, вызывающего за собой все
остальные события).
После чтения последних явлений действия уместна небольшая
обобщающая беседа о том, что мы узнали по первому действию о взаимоотношениях
Чацкого и Софьи. Что значит реплика Софьи в 8 явлении «Ах, батюшка, сон в
руку»? Ведь мы знаем, что Софья не спала всю ночь. Какой же смысл имеют ее
слова?
— Нельзя ли по репликам Софьи в 7 явлении сделать
вывод о сходстве или различии отношения ее и Чацкого к жизни?
— Что мы узнали о Чацком по первому действию?
Для обучения выразительному чтению, пониманию подтекста
особенно подходит 7 явление.
Задание
на дом: повторить значение понятий «экспозиция» и «завязка».
Подготовить развернутый устный ответ на вопрос: «Какова роль (экспозиционная)
первого действия во всей комедии?» Подготовить выразительное чтение монологов
Фамусова и Чацкого из второго действия.
В начале следующего урока полезно вспомнить
содержание первого действия, используя домашнее задание. Учитель вводит
учащихся в обстановку второго действия и предоставляет слово для выразительного
чтения первого монолога Фамусова заранее подготовленному ученику («Петрушка,
вечно ты с обновкой...»). В дальнейшем при комментировании второго действия в
него включается заранее подготовленное учащимися выразительное чтение наизусть
монологов.
Затем анализируем характер монолога, внутреннее состояние
героя, его произносящего, цель введения этого монолога в комедию.
Полезно сопоставить монологи Чацкого и Фамусова с
определенным целевым заданием, выяснить, как характеризуют эти монологи героев,
их произносящих. Случайно ли столкновение этих героев? Что нового узнали мы о
действующих лицах после чтения второго действия?
Вводится новое понятие «развитие действия», начало
которого положено завязкой; оно дает представление о возможных путях разрешения
конфликта, столкновения героев, обнаруживает связи и противоречия между ними,
раскрывает различные черты характеров, позволяет автору показать характеры в
развитии, в изменении в зависимости от различных условий, показать и
воздействие самих героев на окружающую их обстановку.
Задание
на дом: сравнить монолог Чацкого из первого действия «Ну, что
ваш батюшка...» и монолог Фамусова из второго действия «Вкус, батюшка, отменная
манера...», сделать вывод об отношении обоих героев к Москве того времени, всем
учащимся подготовить для выразительного чтения монологи Фамусова и Чацкого из
первых трех действий, группе учащихся подготовить выразительное чтение по ролям
диалога Чацкого и Молчалина из третьего действия.
После чтения 1 явления третьего действия задайте вопросы
учащимся:
— Как понимают ум Чацкий и Софья? Комедия называется
«Горе от ума». О каком уме, приносящем горе, идет здесь речь?
Особое внимание уделяется выразительному чтению и анализу
диалога Чацкого и Молчалина по предложенному учителем примерному плану.
Завершает чтение всего третьего действия краткая беседа на основе следующих
вопросов:
— Почему общество таким образом встретило весть о
безумии Чацкого?
— Какова роль Софьи в распространении сплетни? Зачем
она это сделала?
— Какова роль третьего действия в комедии?
Учитель сообщает учащимся определение кульминации (момента
наибольшего напряжения в развитии действия произведения).
Задание
на дом: охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя из
общих и индивидуальные черты; подготовить выразительное чтение монологов
четвертого действия.
В начале следующего урока учитель может в краткой
беседе с учащимися восстановить в их памяти сцену Чацкого и Молчалина из
третьего действия и подвести учеников к выводу на основании сопоставления
персонажей, анализа их конфликта. Ориентиром в этой беседе могут быть тезисы,
предлагаемые в. И. Зольниковой в ее книге «Самостоятельная
работа учащихся над литературным произведением» (М.: Просвещение, 1978):
1. Внешний облик Молчалина и Чацкого.
2. Речь как зеркало их характеров.
3. Как отзывается Софья о Молчалине и Чацком?
4. Роль Чацкого и Молчалина во внешнем конфликте (выяснить,
что учащиеся понимают под внешним конфликтом).
5. Афоризмы Молчалина и Чацкого — воплощение их
взглядов на жизнь.
6. Роль Чацкого и Молчалина во внутреннем конфликте;
что ученики понимают под внутренним конфликтом?
7. Молчалин и Чацкий — люди одного поколения,
но разных взглядов.
Беседа должна лишь подвести к выводам, так как четвертое
действие завершит представление учащихся об этом конфликте.
От столкновения двух героев перейдем к столкновению героя
со всем обществом, характеризуя гостей Фамусова на балу.
Заключительное чтение учителем последних явлений комедии.
Определение развязки пьесы — разрешения конфликта, происшедшего в
результате развития событий пьесы. Чтение учащимися двух монологов Чацкого из
четвертого действия («Что это? слышал ли моими я ушами!» и «Не
образумлюсь, виноват...»), краткий анализ вместе с учащимися психологического
состояния Чацкого в финале комедии. При этом особое внимание уделяется
причинам, обусловившим нарастание гнева Чацкого в сравнительно короткий отрезок
времени.
— Отличаются ли по тону друг от друга эти два
монолога Чацкого?
— Во втором монологе Чацкий говорит: «Мечтанья с
глаз долой и спала пелена». Какая именно пелена спала с его глаз? Что нового
узнал Чацкий за время, прошедшее между первым и вторым монологами? Что же
вызвало такой гнев Чацкого?
— Кого, по вашему мнению, называет Чацкий общим
именем «мучителей толпа»?
— В чем, как вы думаете, драма Софьи?
Задание
на дом: подготовиться к уроку-беседе на тему «Прошедшего житья
подлейшие черты» (защитники «века минувшего» в изображении Грибоедова),
повторить подготовленные монологи к уроку для чтения и анализа в рамках общей
характеристики.
Урок «Прошедшего житья подлейшие черты» состоит из двух
частей: первую условно можно назвать «Барин... да!» (типичные черты
барина-крепостника в характере Фамусова. Фамусовская Москва), вторую —
«Какие-то уроды с того света».
В начале урока следует вместе с учащимися
определить, какое столкновение, какой конфликт и между кем лежит в основе всех
событий в комедии «Горе от ума». Учащиеся довольно быстро приходят к выводу,
что «горе от любви», борьба за руку Софьи существуют в пьесе, но не это
определяет ее главный конфликт. Можно напомнить слова «как посравнить да
посмотреть век нынешний и век минувший...», чтобы образно сформулировать
характер главного конфликта. Важно только помнить, что «век нынешний» и «век
минувший» — понятия не столько хронологические, сколько политические
и морально-нравственные, «активными антагонистами Чацкого в „Горе от ума"
являются не только старики, но в не меньшей мере и ровесники героя —
Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Софья и даже недавний друг и товарищ Платон
Михайлович Горич» (см.: Борисов Ю. «Горе от ума»
Грибоедова. Жизненный контекст и противоречия эпохи // Литература в
школе. — 1980. — № 3. — С. 12).
И все же чаще всего «век минувший» ассоциируется с
Фамусовым, недаром лагерь противников Чацкого часто называют фамусовской
Москвой. Чем это можно объяснить? Почему именно Фамусов воплощает в себе полнее
всего «прошедшего житья подлейшие черты»? Эти вопросы должны определять весь
ход анализа.
— Понимает ли Фамусов непримиримость столкновения
между двумя «веками»? Как он оценивает «век нынешний»? Почему он называет его
«ужасным веком»? Почему именно век «государыни Екатерины» кажется Фамусову
самым прекрасным?
— «Прямой был век покорности и страха, / Все
под личиною покорности к царю» — согласился ли бы с такой оценкой века
Екатерины Фамусов, если бы Чацкий произнес эти слова без осуждения?
— Москва считалась в то время хранительницей
старины, именно поэтому о Фамусове говорят: «Как все московские, ваш батюшка
таков...» Да и сам Фамусов подтверждает, что «на всех московских есть особый
отпечаток», понимая под этим милые ему черты. Сопоставление монологов Фамусова
«Вкус, батюшка, отменная манера...» из второго действия и монолога Чацкого «Что
нового покажет мне Москва?» из первого действия дает возможность увидеть общее
и различное в мнениях двух героев о Москве. Сопоставьте, например, отношение к
иностранцам Фамусова и Чацкого. Что общего и что различного в этих мнениях?
Вместе с учащимися следует выделить такие важные
характеристики фамусовского «московского отпечатка», как «по отцу и сыну
честь», «будь плохонький, / Да если наберется душ тысячки две
родовых — / Тот и жених», «ведь только здесь и дорожат дворянством»,
«дверь отперта для званых и незваных, / Особенно из иностранных» и т. д.
Обратим внимание учащихся на первые слова Фамусова в
пьесе, с которыми он появляется: «Барин... да!» Конечно, это не случайно.
Именно барство выделяется прежде всего в Фамусове как в первом лице барской
Москвы. Не зря ведь и Лиза говорит: «Минуй нас пуще всех печалей / И барский
гнев и барская любовь». Ведь Фамусов гневается не просто как обиженный отец, а
прежде всего как барин-крепостник: «В работу вас, на поселенье вас...»,
«изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить» и т. д. И это не простая
угроза. Фамусов всегда «брюзглив, неугомонен, скор», потому еще до скандала
Лиза предупреждала Софью: «...запрет он вас, — добро еще со мной; а то,
помилуй Бог, как разом / Меня, Молчалина и всех с двора долой». Об этом же
говорит и Молчалин: «...А меня так разбирает дрожь, / И при одной я мысли
трушу, что Павел Афанасьич / Раз когда-нибудь поймает нас, разгонит,
проклянет!»
Учебник предлагает примерную характеристику основных
персонажей комедии. Им надо воспользоваться на уроке для общей характеристики
Фамусова.
Полезно проанализировать с учащимися толкование значащей
фамилии Фамусова («известный»), напомнив слова комедии о других
персонажах: «известный человек, солидный», «Татьяна Юрьевна. Известная —
притом чиновные и должностные — / Все ей друзья и все родные». Пусть
ученики сами вспомнят, кто является друзьями и родными Фамусова.
Каково положение Фамусова в обществе? («Управляющий
в казенном месте», богатый барин, свой человек среди знати — графов,
князей, камергеров.) Пусть учащиеся охарактеризуют его отношение к службе,
делам, служащим.
Комедия называется «Горе от ума». Проблема ума стоит в
центре произведения. Умен ли Фамусов? Бесспорно, не глуп. Суждения его подчас
метки, остроумны. Но ум Фамусова и ум Чацкого как бы разной природы. Слово
«умник» в те времена значило «смутьян», «бунтовщик», поэтому Фамусов скажет в
похвалу не «умен», а «смышлен».
Ум Чацкого для него чума, как и для других представителей
этого общества («Да этакий ли ум семейство осчастливит» — Софья,
«Ученостью меня не обморочишь» — Скалозуб и др.). Соответственно
складывается и отношение Фамусова к культуре и просвещению, к людям, и его
нравственность.
Ровесников Фамусова на сцене не так уж много. Откуда же
появляется ощущение, что в комедии Фамусовых большинство?
В общей беседе следует рассмотреть и образы «толпы
мучителей», привлекая для доказательства своих утверждений и внесценические
образы.
Общая беседа может вестись на основе следующих вопросов:
— Какую армию представляет в комедии Скалозуб? За
что он получил награды? Каковы его взгляды на культуру, на службу? Отличаются
ли они от взглядов Фамусова?
— Что вам известно о жизни Молчалина, о завещании
его отца? Благодаря чему Молчалин продвигается по службе, завоевывает любовь
Софьи, расположение Фамусова и его гостей? Прав ли Чацкий, считая Молчалина
глупым? Верно ли наблюдение Чацкого, что в Молчалине «Загорецкий не умрет»?
Какую роль в этом обществе играет Молчалин? Как, по вашему мнению, сложится его
дальнейшая судьба? Как вы понимаете слова Чацкого: «Молчалины блаженствуют на
свете»?
— Кого в финале комедии жалеет зритель, кроме
Чацкого? Чем вызвано такое отношение к Софье? В чем сложность ее характера?
Попробуйте объяснить, в чем Софья — дочь своего отца и почему она все-таки
достойна любви Чацкого.
Составьте письменный план по теме «Фамусов — главный
представитель „века минувшего"» в комедии Грибоедова». Подготовьте развернутые
устные ответы на следующие вопросы:
— Почему гости с такой охотой поддерживают сплетню о
безумии Чацкого? Как складывается общественное мнение в фамусовском обществе?
Используя только текст комедии, восстановите полностью биографию
А. А. Чацкого.
В процессе чтения и комментирования комедии ученики
под руководством учителя делали наблюдения, накапливали материал о жизни и
характере главного героя. На уроке следует этот материал собрать воедино,
обобщить, сопоставляя Чацкого с другими персонажами комедии. На следующем уроке
обобщите также материал, связанный с общественно-исторической обстановкой
эпохи, пусть учащиеся обоснуют типичность героя. Основным подспорьем в этом
станет критическая статья И. А. Гончарова.
Беседа о Чацком начинается с проверки домашнего задания
подготовленной учащимися биографии героя, анализа его предыстории с
обязательной опорой на текст комедии.
Учащиеся должны определить примерный возраст Чацкого (ему,
пожалуй, не больше 20 лет, так как они с Софьей учились и играли вместе,
расстались они три года назад, когда Софье было 14 лет. Вряд ли разрыв в
возрасте игравших вместе детей мог быть более трех лет). Из-за раннего
сиротства Чацкий воспитывался в доме Фамусова, потом покинул его, очевидно, для
более серьезной учебы. Служил в министерстве и порвал с министрами,
путешествовал на «кислых водах», оплошно (с точки зрения Фамусова)
управлял имением, в прошлом году знался в полку с Горичем, сейчас возвращается
на родину из чужих краев.
В определенной степени жизнь его напоминает
биографию Грибоедова (вспомним с учащимися, что он — литератор: «и
славно пишет, переводит»), хотя, конечно, он не Грибоедов, но человек в
развитии, в динамике. Уместно вспомнить героя Радищева, выехавшего из
Петербурга наивным, доверчивым, восторженным человеком и становящегося к концу
путешествия все понимающим, гневным борцом. Можно сказать, что и Чацкий
начинает свой «путь» в пьесе в определенной степени наивным романтиком, а
заканчивает его человеком, весьма близким Грибоедову по своим взглядам и
оценкам.
Радостным, влюбленным врывается Чацкий в дом Фамусова,
разгневанным и оскорбленным покидает его, испытав «мильон терзаний». Само
выражение «мильон терзаний», ставшее крылатым, включает в себя и «горе уму», и
«оскорбленное чувство», но при всем том его нельзя воспринимать только как
синоним страданий и мучений. Чацкий — боец по натуре, горечь разочарования
сочетается у него с активным протестом, гневом, негодованием.
Можно снова пройти с учащимися весь «путь» Чацкого,
акцентируя внимание на особо важных моментах ( помощь в подготовке
вопросов и заданий учитель может получить из учебных пособий по литературе
С. И. Севериненко и С. И. Давыдова для средних специальных
учебных заведений и И. А. Фогельсона для вечерних и заочных школ),
например:
Первое
действие
— Как автор вводит в комедию Чацкого? Что говорят о
нем в первом действии Лиза, Софья, Фамусов?
— Как характеризуют самого Чацкого его воспоминания
о московском обществе (его занятиях, отношении к крепостным, взглядах на
науку, отношении к иностранцам)?
Второе
действие
— Как характеризует Чацкий в своих монологах «век
нынешний» и «век минувший»? (Монологи вновь читаются учениками в классе.)
Какие черты жизни московского дворянства и как характеризует Чацкий в монологе
«А судьи кто?»
— Сопоставьте монологи Фамусова и Чацкого (интонации,
особенности словаря, стиль речи).
Третье
действие
— Какие черты характера Чацкого особенно ярко
проявляются в сцене с Софьей? Есть ли в самом Чацком «та страсть, то чувство,
пылкость та, / Чтоб, кроме вас, ему мир целый / Казался прах и
суета»? Подтвердите ваше мнение материалом пьесы.
— Как взгляды Чацкого на жизнь проявились в его
сценах с Молчалиным, Горичем, графиней-внучкой?
— Как клеймит Чацкий низкопоклонство перед всем
иностранным? (Выразительное чтение соответствующего монолога.)
Четвертое
действие
— В чем различие отношений Чацкого и Скалозуба к
Репетилову?
— Чем отличается настроение героя при произнесении
монологов «Что это?» и «Не образумлюсь...»?
— Какие мечтания владели Чацким? Какая пелена
застилала ему глаза?
Самое главное мечтание: «Нет, нынче свет уж не таков,
вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов»; вторая мысль:
«Шалит, она его не любит».
Подводя итог изучению комедии, можно сказать: Чацкий был
мечтателем, наивно верил, что в его время «вольнее всякий дышит...», что время
скалозубов и молчалиных прошло, но он не сумел увидеть мир в истинном виде и
недооценил силу фамусовской Москвы. Чацкого можно погубить, но нельзя
превратить в Молчалина или Репетилова, в мужа-мальчика, крепостника,
ненавистника разума или бесполезного болтуна. В конце комедии Чацкий
разочарован в обществе. Между ним и фамусовской Москвой невозможно перемирие.
Чацкий не идеальный герой, а живой человек, сложный, противоречивый («по
крайней мере не надутый»). Он может по-мальчишески ревновать, прятаться за
колонну, упрекать Софью в том, что она его «надеждой завлекла», чего, как мы
знаем, не было. Но он никогда не будет приспосабливаться к подлости, не
сломается и всегда останется самим собой. Именно поэтому образ Чацкого —
самая большая удача Грибоедова, сделавшая «Горе от ума» вечно живым
произведением искусства. Ум Чацкого может принести ему горе, но насколько он
выше и благороднее смышлености Фамусова и подобных ему.
Задание
на дом: составить письменный план по теме «Кто же Чацкий —
победитель или побежденный?», используя материал статьи
И. А. Гончарова «Мильон терзаний»; прочитать отрывки из статьи
И. А. Гончарова, помещенные в учебнике, и подготовить черновик плана
этих отрывков.
Чтение в классе отрывка из статьи Гончарова «Мильон
терзаний» (от слов «...Чацкого роль — роль страдательная...» до
конца статьи, данной в учебнике). Совместное составление плана статьи, данной в
учебнике. Вот примерный образец:
I. Своеобразие комедии «Горе от ума».
II. Значение образа Чацкого в комедии.
1) Человек ума и чувства.
2) Борьба Чацкого с «веком минувшим».
3) «Мильон терзаний» Чацкого.
4) «Мильон терзаний» Софьи.
5) Побежденный или победитель?
6) Один в поле воин, если он Чацкий.
III. Бессмертие Чацкого и комедии «Горе от ума».
Задание
на дом: подготовиться к завершающей беседе «Будущее оценит
достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных» (А. А. Бестужев);
подготовиться к классному письменному сочинению.
Советуем
прочитать
Баженов А. К тайне «Горя».
Идеи и образы комедии Грибоедова «Горе от ума» // Литература в школе. —
1996. — №№ 4, 5.
Литература (приложение
к газете «Первое сентября»). — 1995. — № 12 (весь номер).
Литература (приложение
к газете «Первое сентября»). — 1996. — № 20 (весь номер).
Медведева И. «Горе от ума»
А. С. Грибоедова. — М., 1974.
Петров
С. М. «Горе от ума», комедия А. С. Грибоедова. — М.,
1981.
Коровин В. И. Об
интриге и жанре комедии «Горе от ума» // Литература (приложение к газете «Первое
сентября»). — 2000. — № 34. — С. 5—9.
|