Лишь немногие стихотворения Анны Ахматовой знакомы
школьникам (по учебникам литературы — «Мужество», «Перед весной
бывают дни такие...», другие прочитаны учащимися самостоятельно) до 9 класса.
Им еще неизвестна главная тема поэта — тема любви в различных ее
проявлениях.
Некоторые произведения Н. А. Заболоцкого вошли
в программу средних классов, знакомы школьникам по классному и внеклассному
чтению. В 9 классе предстоит познакомить учащихся с поэтом «углубленного
раздумья», автором замечательных стихотворений, в равной степени интересных
взрослым и молодым людям, обучающимся в старших классах.
Предлагаем примерный план изучения повести М. Булгакова
«Собачье сердце», которая по
известным всем причинам не имеет длительной традиции школьного изучения.
Твардовский — один из поэтов XX века, показавший
жизнь, боль и радости, горе и разруху, проблемы народа и страны в различные
исторические периоды. Стихотворения и поэмы, работа в журнале «Новый
мир» — все это примеры высокого служения поэта правде и справедливости.
Изучение творческого пути писателя, прозаических и
стихотворных произведений, включенных в программу, даст учащимся старших
классов богатый материал для развития их мышления и речи.
Первое
занятиестроится на материале изученной темы «Слово о полку
Игореве». Организуя такой урок или его часть, учитель вместе с учащимися
готовит к нему иллюстрации в. Фаворского, И. Билибина, картину в. Васнецова,
иллюстрации художников Палеха, различные издания «Слова...»...
Второе
занятиепо развитию речи
организуется после изучения обзорной темы по литературе XVIII века (творчество
М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина,
Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева).
Четвертое
занятиепо развитию речи посвящается теме
«А. С. Грибоедов. „Горе от ума"». Желательно подобрать портреты
писателя, скульптуры (изображение памятника Грибоедову скульптора
Мануйлова, архитектора А. Заварзина), иллюстрации П. Соколова,
Д. Кардовского, звукозапись актерского чтения, фильм
«А. С. Грибоедов и его комедия».
Пятое
занятиепосвящается развитию речи учащихся на материале пушкинских
произведений. К нему, как и к предыдущим занятиям, необходимо заранее
подготовиться учащимся самим, повторив изученный материал, и продумать
оформление класса для этого занятия...
Шестое
занятиеорганизуется после изучения темы
«М. Ю. Лермонтов». К этому уроку класс повторяет материал, готовит
выставку работ, иконографию, книжную выставку, фрагменты фильмов «Лермонтов и
его время», «М. Ю. Лермонтов»...
Седьмое
занятиепо развитию речи организуется после изучения произведений Н. В.Гоголя.
К этому занятию готовятся все учащиеся класса по прежней схеме —
повторение материала, подготовка выставки иллюстраций.