Важно поощрять самостоятельную «исследовательскую работу»
школьников. Весьма интересным может быть их рассказ о личности А. Н. Радищева,
сказавшего о себе: «Я тот же, что и был и буду весь свой век: / Не скот,
не дерево, не раб, но человек!»
В какой семье воспитывался А. Н. Радищев?
Каково влияние на его становление родственника матери М. Аргамакова —
ректора Московского университета? Любопытные сведения можно сообщить и о
Пажеском корпусе, где уделялось внимание юридическим наукам и нравственному
воспитанию, и об учении будущего писателя в Лейпциге.
Вся служба Радищева была посвящена борьбе с
несправедливостью, этим же стремлением пронизаны ода «Вольность» и «Путешествие
из Петербурга в Москву». Рассказы учащихся дополняются учителем. Какое
впечатление производят эти произведения на читателей сегодня? Попросите
школьников высказать свои суждения (что испытывают они, читая страшные
истории, рассказанные писателем в «Любани», где крестьянин пашет на двух
лошадях, чтобы дать роздых животным, сам же не имеет возможности отдохнуть, или
в «Медном», где барин продает своего «дядьку»; как перенес Радищев осуждение и
ссылку, болезнь и смерть близких; что помогло ему не изменить своим
убеждениям).
Именно так может произойти обзорный разговор-экскурс в
творчество А. Н. Радищева.
|