Поэзия Марины Цветаевой, ее жизнь и судьба мало знакомы
девятиклассникам. Именно поэтому живой, основанный на документах,
воспоминаниях, стихотворениях рассказ учителя скорее приведет учащихся к
пониманию и активному восприятию творчества поэта.
Трагической во всем была жизнь Цветаевой: в СССР ее
считали «белой», за границей — «большевичкой». Ее отец подарил Москве
замечательный музей изобразительных искусств, но Марине Цветаевой не находится
места в столице, она погибает одинокой и обездоленной в Елабуге, где даже
могила ее не сохранилась.
Детство (1896—1906). Мать — музыкантша, отец
занимается делами музея. Сестра Анастасия читает стихи. Однако в семье, по
воспоминаниям, не было гармонии. Характеры сестер различны.
Отрочество. Оно начинается, по свидетельству изучавших
жизнь и творчество Цветаевой, со дня смерти ее матери — с лета 1906 года.
Далее — смена различных гимназий. По отзывам подруг, Марина «...увлекалась
сочинениями Белинского, Чернышевского, Тургенева. Курс литературы доходил
только до Гоголя, но говорили и о Рудине, и о Базарове...». «У нас постоянно
были шумные споры о новых людях. Марина говорила смело, отметая все старое,
отжившее...»
В семье увлекались литературой. Марина
интересовалась историей, читала Пушкина, немецких романтиков. Она поражала
своих соучениц отсутствующим взглядом, неучастием в общих делах. В 1912 году
обе сестры вышли замуж.
Юность. Среди знакомых — Мандельштам, Блок. В Париже
Цветаева переводила стихи Маяковского, когда он их читал, высоко ценила его
поэзию. Семья мужа увлекалась театром, Марина подружилась со многими актерами.
Муж Сергей Эфрон играл в Свободном театре. В 1922 году вслед за мужем Марина
уезжает в Прагу.
Эмиграция. В Праге и пригородах, где они жили, Марину
Цветаеву окружала студенческая молодежь. По воспоминаниям, это было хоть и
небогатое житье, но очень веселое для семьи Марины и Сергея Эфрона.
Стихи — «Поэма горы», «Попытка ревности».
Первые семь лет в Париже. Старые и новые знакомства (Рильке,
Пастернак, Слоним). Теперь Марина в совершенстве знает поэзию, свободно владеет
французским и немецким языками, любит путешествовать, умеет слушать,
интересуется оригинальными суждениями.
Семейная жизнь. Знакомая рассказывала: когда вторая дочь
Цветаевой умерла, то мать две недели никому не рассказывала — ей казалось,
если никому не говорить, то это окажется неправдой. Детей Алю и Мура не
учили — на это не хватало денег. Дети были от природы одаренны.
Свидетельства об увлечениях Цветаевой различны: одни говорят о многочисленных
романах, другие — о том, что ее «бурная» жизнь сильно преувеличена, что
это все мифы...
В 1937 году дочь и муж уезжают в СССР. Марина
остается во Франции с сыном. Жили они в деревне — лес, пляж, прогулки.
Материальное положение тяжелое. «Я вся в мыльной посудной пене, из нее не
выхожу с 17-го года и за нее всех сужу и всем грожу». Одно из стихотворений
другого периода, но характерное для настроений этих лет:
За этот ад, за этот бред
Пошли мне сад на старость лет...
|
В 1968 году ее дочь писала о Цветаевой: «Мама
была мужественна в невзгодах и беспомощна в мелочах. Щедра. Все в ней было в
меру. Внешне и внутренне — подтянута, ненавидела расплывчатость, рыхлость,
вялость, приблизительность. Всякое дело доводила до конца. В своей стихотворной
работе была точна: видимая сложность многих ее вещей лишь от предельной
точности выражения. Была человеком долга. Действительно любила собак и кошек. И
действительно не любила моря, о чем не раз писала. Была человеком
бескомпромиссным и благородным, никогда ничего никому в главном не уступившая
ни на йоту...»
Поэт. Непреклонность, мужество поэта, чье творчество
выпало на сложный исторический период. Цветаева говорила: «Меня грызут, но это
нормально, ведь я же поэт, а поэтов ненавидят и преследуют». Она считала, что
есть три поэта — Пастернак, Маяковский и она сама и что они равносильные,
ни на кого не похожие и вперед смотрящие новаторы. Вообще же она была щедра и
готова к помощи, возилась без конца с молодыми литераторами и питала настоящее
уважение к людям одного с ней ремесла. Она никогда не обижалась, если ее не
понимали... М. Л. Слоним считал, что она убеждена в своем ремесле и в
своем долге поэта, что форма стихов ее оттачивалась ею долгим трудом («Она
из слова исходила. В этом отношении она очень современна. Она верила в слово.
Конечно, у нее были „муки" слова. Она тогда ходила и что-то навязчиво
бормотала. Она всегда хотела найти форму, а форма приходила не сразу...
Черновики ее все исчерканы, она подыскивала и рифмы, и слова... Самый последний
вариант был для нее всегда самым лучшим...»).
Возвращение в СССР. Цветаева вернулась летом 1939 года, и
до октября вся семья жила в Болшево под Москвой на даче. И вдруг — арестована
дочь Ариадна, а затем муж Сергей Эфрон, Марина с сыном некоторое время жила в
Москве у сестер мужа. В августе 1941 года расстрелян муж. Марина Цветаева была
эвакуирована в Елабугу как литератор. Сын погиб на фронте в 1944 году. Цветаева
была абсолютно одинока в последние месяцы жизни.
Школьникам будет интересно ознакомиться с некоторыми
публикациями о Цветаевой, например:
Вокальные сочинения на стихи Марины Цветаевой //
Московский фонд культуры. Дом Марины Цветаевой — М., 1991; Посвящается
Марине Цветаевой: Сб. стихов. — М., 1991.
Цветаева не объясняла своих стихов, но множество раз
повторяла их в чтении, добиваясь понимания. В работе с учащимися можно
применить ее метод. В большой серии «Библиотека поэта» есть книга «Марина
Цветаева. Избранные произведения» с вступительной статьей Вл. Орлова,
которая начинается с пророческих строчек самой Марины:
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед...
|
«Черед» этот настал.
Прочтем вместе с учащимися как можно больше стихотворных
произведений Цветаевой, вдумаемся в их смысл, постараемся перечитать их вновь и
вновь...
Идешь на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!..
Бабушке
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы...
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?..
*
* *
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами...
|
Много стихотворений посвятила Цветаева Москве, все
они необычны. Попытаемся понять строки:
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем...
|
Прочитайте стихотворение, начинающееся словами
«Полюбил богатый — бедную, / Полюбил ученый — глупую...», подумайте,
что хотела сказать Цветаева этими строками. А также стихотворения: «Вчера еще в
глаза глядел...», «Маяковскому».
Хочется обратить внимание учителя, что это лишь первое,
как и в других поэтических страницах учебника, знакомство с личностью и
особенностями поэтического творчества Цветаевой. Именно поэтому предполагается
небольшой, но хорошо подготовленный и проникновенный рассказ учителя или
учащихся о поэте, затем — чтение, чтение и еще раз ознакомительное чтение
замечательных стихотворений, включенных в учебник и избранных самостоятельно
девятиклассниками.
Наряду с вопросами и заданиями, которые обратит к
учащимся учитель в конце знакомства с некоторыми стихотворениями Цветаевой,
возможны и небольшие сочинения-эссе: «Мое любимое стихотворение Цветаевой»;
«Что меня привлекает в поэзии Цветаевой?» и др.
Советуем
прочитать
Саакянц Анна. Марина
Цветаева: Страницы жизни и творчества. — М., 1986.
Павловский Алексей. Куст
рябины: О поэзии Марины Цветаевой. — Л., 1989.
Эфрон Ариадна. О Марине
Цветаевой: Воспоминания дочери. — М., 1989.
Воспоминания о Марине Цветаевой. — М., 1992.
Максимова Т. Ю.
Поэзия М. Цветаевой: Путь от личных переживаний // Русская литература. XX
век. — М., 1995.
|