Пятница, 19.04.2024, 22:05


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 9 КЛАСС

М. И. ЦВЕТАЕВА. Лирика
25.04.2014, 17:55

Поэзия Марины Цветаевой, ее жизнь и судьба мало знакомы девятиклассникам. Именно поэтому живой, основанный на документах, воспоминаниях, стихотворениях рассказ учителя скорее приведет учащихся к пониманию и активному восприятию творчества поэта.

Трагической во всем была жизнь Цветаевой: в СССР ее считали «белой», за границей — «большевичкой». Ее отец подарил Москве замечательный музей изобразительных искусств, но Марине Цветаевой не находится места в столице, она погибает одинокой и обездоленной в Елабуге, где даже могила ее не сохранилась.

Детство (1896—1906). Мать — музыкантша, отец занимается делами музея. Сестра Анастасия читает стихи. Однако в семье, по воспоминаниям, не было гармонии. Характеры сестер различны.

Отрочество. Оно начинается, по свидетельству изучавших жизнь и творчество Цветаевой, со дня смерти ее матери — с лета 1906 года. Далее — смена различных гимназий. По отзывам подруг, Марина «...увлекалась сочинениями Белинского, Чернышевского, Тургенева. Курс литературы доходил только до Гоголя, но говорили и о Рудине, и о Базарове...». «У нас постоянно были шумные споры о новых людях. Марина говорила смело, отметая все старое, отжившее...»

В семье увлекались литературой. Марина интересовалась историей, читала Пушкина, немецких романтиков. Она поражала своих соучениц отсутствующим взглядом, неучастием в общих делах. В 1912 году обе сестры вышли замуж.

Юность. Среди знакомых — Мандельштам, Блок. В Париже Цветаева переводила стихи Маяковского, когда он их читал, высоко ценила его поэзию. Семья мужа увлекалась театром, Марина подружилась со многими актерами. Муж Сергей Эфрон играл в Свободном театре. В 1922 году вслед за мужем Марина уезжает в Прагу.

Эмиграция. В Праге и пригородах, где они жили, Марину Цветаеву окружала студенческая молодежь. По воспоминаниям, это было хоть и небогатое житье, но очень веселое для семьи Марины и Сергея Эфрона.

Стихи — «Поэма горы», «Попытка ревности».

Первые семь лет в Париже. Старые и новые знакомства (Рильке, Пастернак, Слоним). Теперь Марина в совершенстве знает поэзию, свободно владеет французским и немецким языками, любит путешествовать, умеет слушать, интересуется оригинальными суждениями.

Семейная жизнь. Знакомая рассказывала: когда вторая дочь Цветаевой умерла, то мать две недели никому не рассказывала — ей казалось, если никому не говорить, то это окажется неправдой. Детей Алю и Мура не учили — на это не хватало денег. Дети были от природы одаренны. Свидетельства об увлечениях Цветаевой различны: одни говорят о многочисленных романах, другие — о том, что ее «бурная» жизнь сильно преувеличена, что это все мифы...

В 1937 году дочь и муж уезжают в СССР. Марина остается во Франции с сыном. Жили они в деревне — лес, пляж, прогулки. Материальное положение тяжелое. «Я вся в мыльной посудной пене, из нее не выхожу с 17-го года и за нее всех сужу и всем грожу». Одно из стихотворений другого периода, но характерное для настроений этих лет:

За этот ад, за этот бред

Пошли мне сад на старость лет...

 В 1968 году ее дочь писала о Цветаевой: «Мама была мужественна в невзгодах и беспомощна в мелочах. Щедра. Все в ней было в меру. Внешне и внутренне — подтянута, ненавидела расплывчатость, рыхлость, вялость, приблизительность. Всякое дело доводила до конца. В своей стихотворной работе была точна: видимая сложность многих ее вещей лишь от предельной точности выражения. Была человеком долга. Действительно любила собак и кошек. И действительно не любила моря, о чем не раз писала. Была человеком бескомпромиссным и благородным, никогда ничего никому в главном не уступившая ни на йоту...»

Поэт. Непреклонность, мужество поэта, чье творчество выпало на сложный исторический период. Цветаева говорила: «Меня грызут, но это нормально, ведь я же поэт, а поэтов ненавидят и преследуют». Она считала, что есть три поэта — Пастернак, Маяковский и она сама и что они равносильные, ни на кого не похожие и вперед смотрящие новаторы. Вообще же она была щедра и готова к помощи, возилась без конца с молодыми литераторами и питала настоящее уважение к людям одного с ней ремесла. Она никогда не обижалась, если ее не понимали... М. Л. Слоним считал, что она убеждена в своем ремесле и в своем долге поэта, что форма стихов ее оттачивалась ею долгим трудом («Она из слова исходила. В этом отношении она очень современна. Она верила в слово. Конечно, у нее были „муки" слова. Она тогда ходила и что-то навязчиво бормотала. Она всегда хотела найти форму, а форма приходила не сразу... Черновики ее все исчерканы, она подыскивала и рифмы, и слова... Самый последний вариант был для нее всегда самым лучшим...»).

Возвращение в СССР. Цветаева вернулась летом 1939 года, и до октября вся семья жила в Болшево под Москвой на даче. И вдруг — арестована дочь Ариадна, а затем муж Сергей Эфрон, Марина с сыном некоторое время жила в Москве у сестер мужа. В августе 1941 года расстрелян муж. Марина Цветаева была эвакуирована в Елабугу как литератор. Сын погиб на фронте в 1944 году. Цветаева была абсолютно одинока в последние месяцы жизни.

Школьникам будет интересно ознакомиться с некоторыми публикациями о Цветаевой, например:

Вокальные сочинения на стихи Марины Цветаевой // Московский фонд культуры. Дом Марины Цветаевой — М., 1991; Посвящается Марине Цветаевой: Сб. стихов. — М., 1991.

Цветаева не объясняла своих стихов, но множество раз повторяла их в чтении, добиваясь понимания. В работе с учащимися можно применить ее метод. В большой серии «Библиотека поэта» есть книга «Марина Цветаева. Избранные произведения» с вступительной статьей Вл. Орлова, которая начинается с пророческих строчек самой Марины:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед...

 «Черед» этот настал.

Прочтем вместе с учащимися как можно больше стихотворных произведений Цветаевой, вдумаемся в их смысл, постараемся перечитать их вновь и вновь...

Идешь на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала — тоже!

Прохожий, остановись!..

Бабушке

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы...

Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?..

* * *

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами...

 Много стихотворений посвятила Цветаева Москве, все они необычны. Попытаемся понять строки:

Москва! Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси — бездомный.

Мы все к тебе придем...

 Прочитайте стихотворение, начинающееся словами «Полюбил богатый — бедную, / Полюбил ученый — глупую...», подумайте, что хотела сказать Цветаева этими строками. А также стихотворения: «Вчера еще в глаза глядел...», «Маяковскому».

Хочется обратить внимание учителя, что это лишь первое, как и в других поэтических страницах учебника, знакомство с личностью и особенностями поэтического творчества Цветаевой. Именно поэтому предполагается небольшой, но хорошо подготовленный и проникновенный рассказ учителя или учащихся о поэте, затем — чтение, чтение и еще раз ознакомительное чтение замечательных стихотворений, включенных в учебник и избранных самостоятельно девятиклассниками.

Наряду с вопросами и заданиями, которые обратит к учащимся учитель в конце знакомства с некоторыми стихотворениями Цветаевой, возможны и небольшие сочинения-эссе: «Мое любимое стихотворение Цветаевой»; «Что меня привлекает в поэзии Цветаевой?» и др.

Советуем прочитать

Саакянц Анна. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества. — М., 1986.

Павловский Алексей. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. — Л., 1989.

Эфрон Ариадна. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери. — М., 1989.

Воспоминания о Марине Цветаевой. — М., 1992.

Максимова Т. Ю. Поэзия М. Цветаевой: Путь от личных переживаний // Русская литература. XX век. — М., 1995.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 9 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 1649 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0