Пятница, 26.04.2024, 02:58


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 9 КЛАСС

Н. А. НЕКРАСОВ Лирика
25.04.2014, 18:13

«Творчество Некрасова принадлежит к тем явлениям культуры, без которых сегодня нельзя представить развитие русской литературы и русской общественной жизни.

С его именем связана целая эпоха в истории нашей отечественной поэзии. С редкой искренностью и силой отразились в лирике Некрасова настроения, мысли, идеалы, которые были свойственны лучшим людям 50—70-х годов XIX века...

Поэзия Некрасова была „обнаженным нервом" этой эпохи, нервом правды, любви и гнева. Поэт заставлял своих современников прислушиваться к голосу страдающего народа...» — так начинается книга З. Я. Рез «Лирика Н. А. Некрасова в школьном изучении», так можно начать разговор о поэте с девятиклассниками.

По мнению литературоведов, Некрасов воссоединил культуру образованных слоев русского общества с простонародной русской культурой, активно встал на защиту крестьянских масс.

«Если для Пушкина важно подключить русский опыт к мировому, то для Некрасова становится существенным выявить особенное содержание этого опыта... Образным эквивалентом народных желаний и устремлений самого поэта становится сквозной образ дороги, пути, сплетающийся с мечтами о счастливой доле. Наконец, характер русского человека в поэзии Некрасова раскрывается как в общественных декларациях, так и в душевном строе, в его самых интимных чувствах — в переживании творчества, в любви, дружбе, т. е. во всем, что составляет непосредственно проявляемую натуру демократа», — пишет В. И. Коровин в книге «Русская поэзия XIX века».

Начать разговор о Некрасове нужно с повторения того, что ранее было воспринято учащимися, — с поэмы «Русские женщины» и стихотворений «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога» и других стихотворений, прочитанных самостоятельно.

В произведениях, которые знакомы школьникам, — плач и скорбь, жалость и гнев, протест против несправедливости, ужас и горечь перед полной беззащитностью человеческой личности.

Широко звучат в произведениях поэта фольклорные мотивы, плачи, песенные напевы. Некрасовская муза всем сердцем откликается на беды народные. Указывая на крестьянку, которую били кнутом, поэт, обращаясь к Музе, горестно восклицает: «Гляди! Сестра твоя родная!» Как понимают это школьники? Как воспринимают сочетание низкого (в первой строфе этого стихотворения) и высокого (во второй строфе) плана, установление как бы родственных связей замученной и бесправной крестьянки с поэтической Музой, подвергаемой цензурным гонениям, рáвно как крестьянка бесправной? В данном случае крестьянка представляет бесправный народ в целом.

Будучи издателем крупного журнала, поэт строго относился к себе, считал важнейшей задачей на земле для каждого человека гражданский долг:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан...

 Необычайная совестливость Некрасова приводит его к самообличению в стихотворении «Родина» — все дворянское сословие виновно в нищете и унижении народа.

Школьники не так много знают о Некрасове, как о Пушкине, поэтому сообщение учителя занимает большую часть времени, чем рассказы учащихся. Преподаватель свяжет воедино их разрозненные рассказы-ответы о детстве и юношестве поэта, о первых годах в Петербурге, о творческой лаборатории.

Будучи семиклассниками, учащиеся знакомились лишь с немногими его произведениями. Теперь можно обзорно рассказать о творчестве поэта. Например:

— драматургические опыты молодого Некрасова (водевили — «Шила в мешке не утаишь», «Невеста под замком», пьеса «Петербургский ростовщик» и др.);

— прозаические произведения («Физиология Петербурга», «Повесть о бедном Климе», «Тонкий человек» и в соавторстве с А. Я. Панаевой — «Три страны света», «Мертвое озеро», незаконченный роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»);

— в 40-е годы — стихотворения «Современная ода», «В дороге», «Колыбельная песня», «Отрадно видеть...», «Пьяница», «Когда из мрака заблужденья...», «Огородник», «Тройка», «Родина», «Еду ли ночью...»;

— в 50—60-е годы — поэма «Саша», стихотворения «Я не люблю иронии твоей...», «Да, наша жизнь текла мятежно...», «Так это шутка? Милая моя...», «Рыцарь на час» и др.;

— в 70-е годы — «Русские женщины», «Мороз, Красный нос»;

— поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Читая стихотворные и прозаические произведения, обсуждая их, школьники обдумывают вопросы:

— Как прошло детство Некрасова и что в нем особенно важно для будущего поэта? Чем интересны гимназические годы? Почему в первые годы жизни в Петербурге Некрасову было так трудно? Знакомство с Белинским (вспомните реакцию Белинского на стихотворение Некрасова «В дороге» — «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный!») и журнальная деятельность Н. А. Некрасова. Чем важны для Некрасова 60-е годы? Встречи с Добролюбовым, Чернышевским. Какова судьба Некрасова в 70-е годы? Расскажите о болезни и смерти поэта.

— Прочитайте стихотворения Некрасова, подумайте над темами докладов и сочинений (на выбор):

— «Народ в поэзии Некрасова».

— «Город в лирике поэта».

— «Некрасов о поэте и поэзии».

— «Некрасов в оценке критики».

— «Некрасов — литературный критик».

— «Ты проснешься ль исполненный сил?»

— «Что более свойственно Некрасову — лирика или эпос?»

— «Какие стороны дарования поэта наиболее близки вам?»

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 9 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 1672 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0