«Творчество Некрасова принадлежит к тем явлениям
культуры, без которых сегодня нельзя представить развитие русской литературы и
русской общественной жизни.
С его именем связана целая эпоха в истории нашей
отечественной поэзии. С редкой искренностью и силой отразились в лирике
Некрасова настроения, мысли, идеалы, которые были свойственны лучшим людям
50—70-х годов XIX века...
Поэзия Некрасова была „обнаженным нервом" этой эпохи,
нервом правды, любви и гнева. Поэт заставлял своих современников прислушиваться
к голосу страдающего народа...» — так начинается книга З. Я. Рез
«Лирика Н. А. Некрасова в школьном изучении», так можно начать
разговор о поэте с девятиклассниками.
По мнению литературоведов, Некрасов воссоединил культуру
образованных слоев русского общества с простонародной русской культурой,
активно встал на защиту крестьянских масс.
«Если для Пушкина важно подключить русский опыт к
мировому, то для Некрасова становится существенным выявить особенное содержание
этого опыта... Образным эквивалентом народных желаний и устремлений самого
поэта становится сквозной образ дороги, пути, сплетающийся с мечтами о
счастливой доле. Наконец, характер русского человека в поэзии Некрасова
раскрывается как в общественных декларациях, так и в душевном строе, в его
самых интимных чувствах — в переживании творчества, в любви, дружбе,
т. е. во всем, что составляет непосредственно проявляемую натуру
демократа», — пишет В. И. Коровин в книге «Русская поэзия XIX века».
Начать разговор о Некрасове нужно с повторения того, что
ранее было воспринято учащимися, — с поэмы «Русские женщины» и
стихотворений «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в
шестом...», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога» и других стихотворений,
прочитанных самостоятельно.
В произведениях, которые знакомы школьникам, —
плач и скорбь, жалость и гнев, протест против несправедливости, ужас и горечь
перед полной беззащитностью человеческой личности.
Широко звучат в произведениях поэта фольклорные мотивы,
плачи, песенные напевы. Некрасовская муза всем сердцем откликается на беды
народные. Указывая на крестьянку, которую били кнутом, поэт, обращаясь к Музе,
горестно восклицает: «Гляди! Сестра твоя родная!» Как понимают это школьники?
Как воспринимают сочетание низкого (в первой строфе этого стихотворения) и
высокого (во второй строфе) плана, установление как бы родственных связей
замученной и бесправной крестьянки с поэтической Музой, подвергаемой цензурным
гонениям, рáвно как крестьянка бесправной? В данном случае крестьянка
представляет бесправный народ в целом.
Будучи издателем крупного журнала, поэт строго относился
к себе, считал важнейшей задачей на земле для каждого человека гражданский
долг:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан...
|
Необычайная совестливость Некрасова приводит его к
самообличению в стихотворении «Родина» — все дворянское сословие виновно в
нищете и унижении народа.
Школьники не так много знают о Некрасове, как о Пушкине,
поэтому сообщение учителя занимает большую часть времени, чем рассказы
учащихся. Преподаватель свяжет воедино их разрозненные рассказы-ответы о
детстве и юношестве поэта, о первых годах в Петербурге, о творческой
лаборатории.
Будучи семиклассниками, учащиеся знакомились лишь с немногими
его произведениями. Теперь можно обзорно рассказать о творчестве поэта.
Например:
— драматургические опыты молодого Некрасова (водевили —
«Шила в мешке не утаишь», «Невеста под замком», пьеса «Петербургский ростовщик»
и др.);
— прозаические произведения («Физиология
Петербурга», «Повесть о бедном Климе», «Тонкий человек» и в соавторстве с
А. Я. Панаевой — «Три страны света», «Мертвое озеро»,
незаконченный роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»);
— в 40-е годы — стихотворения «Современная ода»,
«В дороге», «Колыбельная песня», «Отрадно видеть...», «Пьяница», «Когда из
мрака заблужденья...», «Огородник», «Тройка», «Родина», «Еду ли ночью...»;
— в 50—60-е годы — поэма «Саша», стихотворения
«Я не люблю иронии твоей...», «Да, наша жизнь текла мятежно...», «Так это
шутка? Милая моя...», «Рыцарь на час» и др.;
— в 70-е годы — «Русские женщины», «Мороз,
Красный нос»;
— поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Читая стихотворные и прозаические произведения, обсуждая
их, школьники обдумывают вопросы:
— Как прошло детство Некрасова и что в нем особенно
важно для будущего поэта? Чем интересны гимназические годы? Почему в первые
годы жизни в Петербурге Некрасову было так трудно? Знакомство с Белинским (вспомните
реакцию Белинского на стихотворение Некрасова «В дороге» — «Да знаете ли
вы, что вы поэт — и поэт истинный!») и журнальная деятельность
Н. А. Некрасова. Чем важны для Некрасова 60-е годы? Встречи с
Добролюбовым, Чернышевским. Какова судьба Некрасова в 70-е годы? Расскажите о
болезни и смерти поэта.
— Прочитайте стихотворения Некрасова, подумайте над
темами докладов и сочинений (на выбор):
— «Народ в поэзии Некрасова».
— «Город в лирике поэта».
— «Некрасов о поэте и поэзии».
— «Некрасов в оценке критики».
— «Некрасов — литературный критик».
— «Ты проснешься ль исполненный сил?»
— «Что более свойственно Некрасову — лирика или
эпос?»
— «Какие стороны дарования поэта наиболее близки
вам?»
|