Четверг, 28.03.2024, 18:29


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 9 КЛАСС

Д. И. ФОНВИЗИН. «Недоросль»
26.04.2014, 10:11

Д. И. Фонвизин — писатель, сатирик, театрал, честный и остроумный человек, автор «Недоросля». Школьники подробно знакомятся с биографией и творчеством А. Н. Радищева, готовят чтение по ролям комедии «Недоросль», размышляют над тем, чем интересен Стародум и его взгляды, в чем противостоит ему Простакова, почему комедия названа «Недоросль».

Весь раздел «Литература XVIII века» в программе обозначен как общий обзор с изучением одной из монографических тем (по выбору учителя и учащихся). Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» представляется весьма подходящей для такого монографического изучения, поскольку находится в русле «сквозной», концептуальной темы формирования молодого человека, истинного гражданина.

Известно, что человек формируется в соответствии с окружающей его действительностью, в гармонии с ней или в конфликте. «В русской литературе XVIII века можно выделить (с известной условностью) три этапа в познании соотношения человека с окружающей действительностью, в подходе к осмыслению его места в мире» (С. Е. Шаталов). В общем виде схема этого процесса такова:

1. Классицисты. Их человек — это прежде всего человек общественный. Его поведение обусловлено одним требованием — служением обществу. Характер становится образным воплощением основных идей, формируется под их влиянием.

2. Сентименталисты (Н. М. Карамзин). Их человек живет личной жизнью. Долг перед государством и обществом заменяется долгом перед собою. Человек не обязан жертвовать собой ради государства или монарха, не обязан подавлять чувства, не совместимые с идеей гражданственности либо просто частные. Смысл бытия в том, чтобы уметь видеть, чувствовать, откликаться на явления бытия, стать вместилищем тонких чувств. Человек совершенный — это человек, умеющий страдать, любить, сожалеть, прощать, сочувствовать, сопереживать.

3. Просветители-реалисты (Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев). Плюрализм в подходе к человеку: характер и среда соотносятся в свете воздействия на них многих сил. Общество — это не «герои» и «толпа» (безусловно положительные и безусловно отрицательные). Характеры формируются, не рождаются уже готовыми, а среда определяет их формирование. Задача художника — воссоздать формирование социально-типических характеров.

Эти общие положения учитель конкретизирует в работе над комедией Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Программа предполагает знакомство учащихся с отдельными сценами комедии.

Следует напомнить последовательность так называемого «действенного анализа», принятого в большинстве театров:

1. Слово о драматурге (его место в развитии драматургии и театра соответствующей эпохи).

2. Краткая характеристика истории создания пьесы и ее сценической судьбы.

3. Обзор содержания с целью проследить развитие конфликта (сквозное действие).

4. Выяснение основной мысли (идеи) пьесы на основе анализа текста и подтекста наиболее важных сцен.

5. Представление о характерах персонажей и их взаимоотношениях (выразительное чтение по ролям, лицам, исполнение на сцене). Образное воображение.

6. Возможно сопоставление пьесы и спектакля, экранизации.

Краткое вступительное слово учителя знакомит учащихся с эпохой. Оно, как правило, сопровождается заранее подготовленными сообщениями учащихся о жизни и деятельности драматурга. Материалом для этой части первого урока может служить книга Ст. Рассадина «Сатиры смелый властелин» (из серии «Писатели о писателях»). Названия глав этой книги могут составить содержательный план:

1. Спасенный Митрофан (Митрофан Простаков, Гринев, Денис Фонвизин).

2. Езда в Елагин остров.

3. Урок царям.

4. Умри, Денис!

5. Неугодный собеседник.

6. Через два года родится Грибоедов.

Методическая цель — подготовить учащихся к восприятию комедии «Недоросль», возбудить интерес к ней, предварительно прокомментировать. Возможные сопоставления с комедиями Мольера покажут не только общее в творчестве обоих драматургов, но и своеобразие русского сатирика. Интересен вывод, сделанный Ст. Рассадиным: «„Бригадир" был комедией о наших нравах; „Недоросль" стал... комедией о наших общественных условиях. Тут и нравы, и то, что их породило...

„Недоросль" — первое русское художественное произведение, столь прочно связанное с корнями государственных бед и нужд, этими же корнями и выращенное. Комичность, нелепость, бессмысленность персонажей — прямое порождение жизни, общественной, политической... и экономической, порождение ее нелепостей, которые у Радищева, бунтаря, исторгли слезы гнева, у Фонвизина, комического писателя, — смех до слез».

Система уроков по драматургии построена на основе сочетания хронологического принципа и постепенного усложнения самостоятельных заданий. Если в теме «Шекспир» инструкция помогала самостоятельно анализировать монолог, то в теме «Мольер» — диалог. На материале комедии Фонвизина проверяется и совершенствуется умение учащихся самостоятельно анализировать ключевые сцены драматических произведений.

Рекомендуем учителю примерную схему анализа отдельной сцены из пьесы:

1. Установите границы сцены (непосредственно текстовые, пространственные и временны́е).

2. Определите основной смысл сцены, дайте ей название.

3. Какие персонажи выступают носителями основного смысла сцены?

4. Какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла сцены? (Работу над речевыми выразительными средствами следует ввести в процесс всего анализа.)

5. Проследите смену настроений и чувств действующих лиц. Какова логика развития действия?

6. Какова роль этой сцены в пьесе, как она связана с другими сценами?

При дополнительном комментировании используйте уточняющие вопросы для первых сцен комедии (с Тришкой):

— Сколько лет Тришке? Почему его так зовут?

— Почему он никак не реагирует на оскорбительные замечания (скот, скотское рассуждение и т. д.)? Он трусоват от природы? Может быть, он глуп?

— Умно ли он отвечает барыне? Знает ли он свое дело, хотя и не учился ему?

— Какой предстает в этой сцене Простакова? Почему она все поворачивает так, чтобы виноват был Тришка?

— Что здесь говорит о личных качествах людей, а что — об общественных, социальных отношениях?

Последний вопрос подчеркивает своеобразие конфликта в комедии «Недоросль» — его двуединый характер. На первый взгляд основной конфликт строится на личной основе, в борьбе за руку Софьи трех претендентов.

Анализируя завязку сюжета, ученики заметят, что намерение Скотинина жениться на Софье обнаруживается в 5 явлении первого действия, желание Простаковой выдать Софью за Митрофана — в 7-м явлении, а третий соперник — Милон — появляется лишь во втором действии. Очевидно, что все предшествующее этому оказывается экспозицией данного конфликта.

Но более внимательное чтение обнаруживает за этим внешним конфликтом другой, внутренний и более значительный. Ученики имеют возможность обнаружить его чуть ли не с 1-го явления. Возможно, они подыщут для него краткую формулу, например: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». В связи с этим при обзоре следует обратить внимание на 1—8-е явления первого действия, 3 и 4-е явления второго действия, 6 и 7-е явления третьего действия, 8 и 9-е явления четвертого и 3, 4-е и финальное явления пятого действия.

Начать обзор уместно с перечисления действующих лиц, памятуя о словах поэта П. А. Вяземского: «Сама афиша объясняет характер». Ученики непременно обратят внимание на значащие имена и фамилии, авторские указания по поводу того или иного образа.

Главный конфликт комедии связан с противоборством жестокого крепостничества с антикрепостниками (тема помещичьего произвола начинает звучать уже в первой сцене с портным Тришкой), тупого невежества — с поборниками просвещения, корыстолюбцев — с бескорыстными гуманистами, короче — добра со злом в их конкретном социально-историческом воплощении. Основной конфликт передают динамические сцены столкновения персонажей, их поведения, а также яркие речевые характеристики, когда автор не дает прямых оценок героям.

В книге для учащихся «Литература учит» предлагается составить характеристики персонажей после чтения сцен из комедии с целью подготовки выразительного чтения по ролям.

«Характеристика — это описание живого лица и характера, т. е. устойчивых особенностей человека, которые зависят от образа жизни и проявляются в действиях, поступках и высказываниях».

Многие методисты предлагают такой анализ начать с образа Простаковой. Вот вопросы учителя, предлагаемые М. Г. Качуриным:

— Что мы узнали из первых сцен о характере госпожи Простаковой? Какова ее самая главная страсть? Попробуйте найти эпитет для оценки ее любви. (Вспомните, например, ее слова: «Слыхано ли, чтобы сука своих щенят выдавала».) Во что превратилась у нее материнская любовь?

— А что бы вы сказали о ней, прочитав последнее явление комедии? Почему ее жалеют и Стародум, и Софья, и Правдин?

— Что соединяет в образе Простаковой автор? Правила классицизма говорили о том, что нельзя соединять в одном персонаже смешное и страшное, комическое и трагическое. А как поступает Фонвизин?

Другие методисты конкретизируют эти вопросы, например:

— Что мы узнаем о семье Простаковой, о ее родителях, происхождении и воспитании? Каково ее положение в доме? С кем особенно проявляет она свое полновластие? О ней сказано: «Это презлая фурия, которой адский характер делает несчастье всего дома». Подтвердите эти слова примерами из текста.

— Чем обосновывает Простакова свою жестокость, насилие и произвол?

— Каковы ее духовные качества? Нужно ли ей просвещение?

— Почему комедия называется «Недоросль», а не «Госпожа Простакова», например? Какой смысл носит имя Недоросля? В чем он походит на мать, а в чем нет? (И. А. Фогельсон.)

Последние вопросы можно уточнить:

— Кто является главным героем комедии, кто приводит в движение все действие комедии, является центром всех событий? Почему же тогда комедия названа «Недоросль»?

— Чем Митрофан отличается от своей родни? Глуп ли он? Почему он натравливает мать то на отца, то на Еремеевну? Каковы еще его свойства? Кого и что он любит?

— Прав ли Кутейкин, диктуя Митрофану как бы его собственные слова: «Аз есмь скот, а не человек»?

Подвести итоги изучения комедии помогут вопросы общего характера:

— Найдите в комедии фразу, которую можно было бы назвать выражением авторской главной мысли, идеи произведения. Для кого пагубно закабаление людей? Только ли для рабов? Что делает рабовладение с хозяевами крепостных?

— Чем характеризовалась классицистическая комедия? Какие правила классицизма сохранены в комедии? А какие особенности комедии явно нарушают эти правила? (Т. С. Зепалова.)

— В чем состояло художественное открытие, совершенное Фонвизиным в русской драматургии? Согласны ли вы в этом плане со словами в. г. Белинского, который считал, что Фонвизин сделал огромный шаг к сближению с действительностью? В чем именно? (М. г. Качурин.)

— Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?

В пособии «Методика работы по истории литературы в средней школе» (М., НИИ школ, 1982) приводится примерный перечень вопросов, которые позволят подвести итоги изучению темы:

1. Назовите первое крупное произведение Фонвизина.

2. Кому из персонажей комедии «Недоросль» принадлежат слова: «Тиранствовать никто не волен»?

3. Кто поучал своего сына словами: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время»?

4. Кому принадлежат слова: «Начинаются чины, перестает искренность»?

5. Кто и кому дал совет пословицей: «Век живи, век учись, друг мой сердечный»?

6. Кто и кому платил «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день»?

7. Кому из персонажей комедии «Недоросль» на его заявлении написали: «От всякого учения уволить: писано бо есть — не мечи бисера перед свиньями, да не попрут его ногами»?

8. Кто умер с голоду, лежа на сундуке с деньгами?

9. Кому казалось, что он, живя в доме Простаковых, находится среди лошадей?

10. Какой фразой начинается комедия «Недоросль»?

11. Кто из поэтов и в каком произведении писал: «Волшебный край! Там в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы...»?

Можно предложить темы для письменных работ:

1. «Вот злонравия достойные плоды».

2. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

3. «Времен новейших Митрофан».

Советуем прочитать

Благой Д. Д. Д. И. Фонвизин. — М., 1945.

Кулакова Л. И. Денис Иванович Фонвизин. — М.; Л., 1966.

Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин. — М.; Л., 1961.

Рассадин Ст. Сатиры смелый властелин. — М., 1983.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 9 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 3787 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0