Изучение юмористических и сатирических рассказов Чехова в средних
классах школы имеет достаточно длительную историю. Традиции этого
изучения подсказывает характер вступительного слова о писателе на
первом уроке. Учитель включает в это слово краткие биографические
сообщения учеников, готовившихся заранее.
Можно рекомендовать этим ассистентам учителя для
подготовки биографическую повесть А. Роскина «Чехов»,
критико-биографический очерк А. Дермана «Антон Павлович Чехов».
Используя эти и другие пособия, найденные в библиотеках, ученики создают
связную композицию, части которой можно было бы назвать так: «В
детстве у меня не было детства»; «Студенческие годы и начало
литературной деятельности».
Первый раздел этой биографии составляют микросообщения,
озаглавленные цитатами из использованных пособий, например: «Дети
чувствовали себя маленькими каторжниками»; «В Греции все есть!»; «И в
гимназии Чехов чувствовал себя заключенным»; «Собственный церковный хор
Чеховых»; «Было в его жизни еще одно мучение — лавка»; «В театре
забывал обо всем»; «Чехонте, к доске!».
Вторую часть можно разделить на несколько сюжетов:
«Поеду в Москву, буду доктором»; «Не надо лгать!»; «Совсем недурно»
(отзыв журнала «Стрекоза» на первые рассказы под именем «Антоша
Чехонте»); «Веселость не покидала Чехова»; «Лекарь и уездный врач»; «Вы
призваны к тому, чтобы написать несколько превосходных, истинно
художественных произведений» (Д. Григорович); «В искусстве нужна правда или же совсем ничего не нужно».
Чехов с детских лет обладал великолепным чувством
юмора. А что такое юмор? Понятия юмора и сатиры уместно дать здесь или
после завершения работы над рассказом «Хирургия». |